Одарённые дети, наполеоновские планы и новые направления: директор ЦРОД Сергей Гоман ответил на вопросы, интересующие школьников

«Умному» месту – впечатляющие планы! Обучающиеся ЦРОД пообщались с директором Сергеем Гоманом о будущем и настоящем, пожалуй, самого гениального образовательного учреждения в нашем регионе. Сергей Станиславович ответил на вопросы, интересующие школьников, а также рассказал,  каких перемен ожидать Центру в ближайшее время. Нашлось место и для личных историй.

— Здравствуйте, Сергей Станиславович. Ну что же, расскажите о себе с самого начала, ничего от нас не тая. Поверьте, многие школьники нашей области хотели бы услышать вашу историю.

Надеюсь, так оно есть. Если вкратце: родился я 24 марта 1975 года, в этот период времени существовал ещё Советский Союз. Родился я в Узбекистане, Фергане. Город Фергана – жемчужина Средней Азии. На её просторах и прошло моё детство. В восьмидесятых мы с семьёй переехали в городок энергетиков недалеко от Смоленска. Окончив школу, я поступил в Медицинское училище, успешно закончил его, поступил в ВУЗ. Параллельно с учебой в университете всё это время я работал на Скорой помощи. А в 1998 году женился и переехал в Калининград.

Но ведь разница между Смоленском и Калининградом большая. Почему такой выбор?

Всё довольно просто. Моя жена — уроженка Калининграда. И когда встал вопрос о том, где нам строить семью, выбор пал на Калининградскую область. Жена мне тогда сказала: «При всех прочих равных условиях, в Смоленске моря нет и не предвидится, а я человек морской, мне без морских широт будет сложно». Это и сыграло решающую роль в нашем выборе.

Здорово, что для жизни и работы вы выбрали Калининградскую область! Вернёмся к профессиональному пути. Насколько я знаю, Вы работаете в системе образования нашей области с 2002 года. Но как же Вы пришли к должности директора ЦРОДа?

В 2002 году я работал заместителем директора в Федерации Интернет-образования – это программа, созданная нефтяной компанией «ЮКОС», одной из успешнейших компаний в Российской Федерации на тот момент. Проект был направлен на переподготовку и обучение учителей информационным технологиям. Зачем это нужно было? Начало двухтысячных, мы помним, что подрастающее поколение было с современными технологиями на «ты». Уже многие знали, что такое Интернет, как пользоваться компьютером, в то время как подавляющее количество учителей не владели навыками работы с этой техникой. И вот этот дисбаланс проект успешно устранял. Мы работали со всеми школами Калининградской области.

В 2004 году я перешёл в Комитет по образованию города Калининграда, где мы создавали Центр «Информационные технологии» (ЦИТОИС), в котором я 5 лет был директором. Чуть позже я переехал во Вьетнам, где работал директором школы, и, вернувшись из этой командировки, получил приглашение в Центр развития одарённых детей. Я здесь практически с момента его основания и тружусь.

Давайте тогда и перейдем к разговору о самом Центре. Грандиозные у Вас были планы на него три года назад?

Определённо. И часть этих планов мы реализовали. Это очень важный вопрос, и его стоит задать ещё и врио Губернатора, и Министру образования области, и многим другим людям, которые закладывали в это место свои ожидания. Но всё же те результаты, которые у нас есть, нас вдохновляют, заставляют о многом задуматься. Они, конечно же, заметны и, по крайней мере, нашу площадку достаточно хорошо знают на уровне Федерального министерства. Нас приглашают на различные мероприятия федерального уровня в качестве экспертов, на наших учеников всегда выделяют большие квоты, если мы в чём-то участвуем. О планах развития программы Центра было оговорено на одном из прошлогодних совещаний, которое состоялось в Москве. Заместитель министра науки и образования Российской Федерации Каганов Вениамин Шаевич ответил на мой вопрос о создании таких же центров в субъектах России. Он отметил, что наш опыт будут перенимать, и назвал нашу площадку допустимой для апробации новых проектов.

— И что получилось в результате из этих планов? Что можно назвать самым масштабным достижением?

Первым видимым результатом стали более шести с половиной тысяч ребят, которые побывали здесь, посмотрели, что можно учиться интересно и нестандартно; что можно быть полезным не только себе, но и окружающим. Также большое значение в развитие вложили ученики, которые придумывали интересные проекты или побеждали в рамках, к примеру, IT-школы Samsung, Junior Skills, а также участвовали в конференциях, или общались с Нобелевским лауреатом Жоресом Ивановичем Алфёровым. Такого рода события и активности показывают, что есть рост. Понятно, что мы не останавливаемся, хотим двигаться дальше не без помощи обучающихся Центра.

Я думаю, что важным достижением стала образовательная модель, которая у нас получилась, и то понимание, как работать не только с талантливыми и высокомотивированными ребятами, но просто – со школьниками. Вот именно то, что мы методом проб и ошибок смогли сделать. Владимир Владимирович Путин в Федеральном Послании 1 декабря прошлого года озвучил, что для нас все дети – одарённые, что нужно создавать все условия для их дальнейшего развития. Мы этим занимаемся и продолжаем реализовывать эту миссию. Именно благодаря нашей совместной работе с ребятами, которые у нас были, воспитательским составом, который присутствовал с нами, преподавателями, профессорами, сотрудниками Центра эта образовательная модель заработала, она же и является самым масштабным результатом нашей работы.

Были ли среди тех первоначальных планов такие, которые Вы за эти три года сделать не смогли или не успели?

Конечно, всегда бывают такие ситуации. С самого начала мы планировали утеплить фасады нашего Центра, было и проектное решение, но на тот момент не нашлось нужной суммы денег. Из планов было переделать спальный корпус для более комфортного проживания, но, к сожалению, все упирается в финансы. Есть также план, который, я надеюсь, исполнится быстрее всех: это строительство второго многофункционального учебного корпуса, эскизы которого уже давно готовы. Хотим к следующему сезону обновить полностью всю мебель в жилых корпусах. В перспективе есть и реализация мыслей о спортзале и бассейне…

— Планы действительно впечатляющие.

Наполеоновские! Из недавно реализованных – спортплощадка, она уже больше года, как построена. Она и востребована, и функциональна, и помогает нам и ребятам приобщаться к физической культуре и спорту.

— А хватит ли площади территории Центра на будущие проекты?

Территории здесь достаточно – почти  девять гектаров. Если посмотреть в сторону, которая ближе к поселку Ушаково, то там есть большой овраг; то место, которое у нас называется Костровым можно широко использовать; за Административным корпусом тоже есть довольно большая площадь. Поэтому нам нужны лишь достойные проектные решения и финансовые средства, а место на развитие точно найдётся.

— Ну, а если вернуться к новому учебному корпусу, процесс уже пошёл? И что будет со старым?

Да, процесс действительно уже идёт. Старый учебный корпус останется, и тогда у нас в сумме будет целых 12 научных лабораторий. Я уж не говорю и про остальные новшества нового здания. В 2016 году нам очень повезло: мы выиграли федеральный грант в 2,5 миллиона рублей в очень серьёзном конкурсе, в котором принимали участие многие известные ВУЗы России, центр «Сириус» и ряд других крупных образовательных организаций.

Если говорить о последних образовательных новинках в нашей программе, то это Лаборатория нейропилотирования и робототехники, которую мы  запустили. В ней прошли обучение более 200 ребят! Также, в рамках детского технопарка «Кванториум», у нас в ЦРОДе работает лаборатория по нейропилотированию. Это все то, что из реального, современного уже ждёт школьников Калининградской области.

— Вы говорите о таких высоких темпах развития, что я не могу не спросить: в какой период времени у ЦРОДа была наивысшая скорость роста?

Это очень трудный вопрос. Дело в том, что мне сложно сказать, где была наивысшая точка. Мы стремимся, мы развиваемся. И если сказать, что высшая отметка была вчера, значит сейчас мы идём вниз? Этого, конечно, не хочется. Но я думаю, что те успехи ребят, которые уже существуют, привлечение интересных партнеров, к примеру, корпорации Samsung, открытие её IT-школы, участие в проекте «УчимЗнаем», визит Нобелевского лауреата, – именно эти точки помогают нам увидеть наше движение вверх. Поэтому я и не могу сказать, что была какая-то одна и «самая-самая». Надеюсь, что она ещё впереди.

— Сейчас в ЦРОДе функционируют 2 направления: физико-математическое и лингвистическое. Они были в планах с самого начала?

Да, эти направления у нас в приоритете, именно их мы развивали первые 2 года. Затем подключилось информационно-техническое направление, экологическое, и даже юные астрономы! Но кроме этого, меня уже довольно спрашивают, будет ли Центр развивать гуманитарное направление.

— Вы предугадали мой следующий вопрос!

В прошлом учебном году мы начали работать с учениками, преуспевшими в русском языке и литературе пока только в рамках этапа Всероссийской олимпиады школьников, то есть на нашей базе проходит часть олимпиад, и пока мы точно будем работать в таком формате. Более того, эта работа подразумевает разбор олимпиадных заданий, открытые интересные лекции различных спикеров из этой области. Короче говоря, будем однозначно усиленнее работать с этим вектором. Также хочу сказать, что у нас развивается и химико-биологическое направление, причём весьма успешно, в рамках летних программ.

-То есть действительно не за горами те дни, когда в ЦРОДе появится гуманитарное направление?

Да, мы думаем, что удастся выстроить такие потоки. Надеюсь, уже в этом учебном году дополним обучение высокомотивированных ребят химико-биологическим и гуманитарным направлениями.

— Ну и последний к Вам вопрос. Какова ваша история успеха? Какое у Вас есть жизненное кредо?

Не считаю, что добился многого, просто ответственно подхожу к задачам, которые ставит передо мной руководство, в силу своего образования знаю и предлагаю свои решения каких-либо вопросов. Нужно уметь видеть перспективу, понимать её, выбирать через что или каким способом к ней прийти. И понятно, что нужно усердно трудиться.

Важно уметь разбираться в людях, уважать их и труд, который они делают. В наше время необходимо уметь быстро адаптироваться, принимать вызовы, просчитывать риски, которые могут быть. Ну и, конечно, ответственно относиться к своим обязанностям. Секреты очень простые! Они не новые, и наверняка каждый, кто двигается вперёд, имеет подобный набор инструментов. Главное кредо для меня: «Быть, а не казаться».

Сергей Станиславович, спасибо за продуктивную беседу!

Кирилл, спасибо за вопросы и желание рассказать о Центре! До новых встреч!

 

 

 
Комментарии

Нет комментариев.

Написать ответ

Вы должны быть зарегистрированны в , чтобы добавить комментарий.