Почему мы Янтарный берег для одаренных детей

Не так давно в СМИ активно обсуждалось постановление Правительства РФ о создании реестра одарённых детей. Нужен ли детям реестр — большой вопрос, а вот условия для роста точно нужны. Общеобразовательным школам сложно выстраивать индивидуальную траекторию для каждого ученика, и в такой ситуации детям, опережающим программу, приходится так же нелегко, как и отстающим.

1

Для того, чтобы талантливые и мотивированные ребята могли в полной мере реализовать свои способности, в разных регионах России открываются центры и школы-интернаты для одарённых детей. Например, в этом году о создании своего собственного интерната для 100 лучших школьников заявил МГУ (кстати, подать заявку на учёбу в нём может любой старшеклассник). Критики разделения детей на одарённых и «неодарённых» считают, что, если государство фокусируется на развитии преуспевающих в отдельных дисциплинах учеников, мы обрекаем остальных на образование по остаточному принципу.

Поводов для таких опасений достаточно. Взять хотя бы типичную для средней школы ситуацию «расслоения», когда в одном классе оказываются все «отличники», а в другой класс учителя заходят явно без большого желания, потому что здесь собрались закоренелые «двоечники» и «троечники».

Но учреждения для одарённых могут быть не просто «раем отличников» в параллельной Вселенной. Они могут быть частью слаженной системы, развитие которой приводит к улучшению всех её составляющих.

Так работает Центр развития одарённых детей в Калининградской области (ЦРОД). Он открылся в 2013 году в посёлке Ушаково на месте бывшего детского оздоровительного лагеря «Солнечный берег». Одновременно была создана сеть опорных школ сначала по физико-математическому, а затем ещё и лингвистическому направлению. В этих школах есть соответствующие профильные классы, ведутся методические разработки, проходят различные мероприятия для школьников и педагогов из других учебных заведений. Сильные школы влияют на уровень остальных, делясь своим опытом. А их ученики, показывающие хорошие результаты на региональных олимпиадах и конкурсах, получают возможность попасть в один из образовательный потоков ЦРОД.

Если в школе учебное расписание — это данность, то в ЦРОД каждый ребёнок проходит свой индивидуальный образовательный маршрут. Он выбирает, какой из предложенных модулей будет изучать на обязательных парах, над каким проектом ему интересно работать с преподавателем-наставником, какому занятию посвятить вечернее время в клубном пространстве.

С ребятами работают лучшие преподаватели Калининградской области (большинство — из Балтийского федерального университета им. И. Канта). За досуг и командный дух отвечают воспитатели Центра — молодые люди, студенты, имеющие опыт работы в различных общественных и образовательных проектах.

Сергей Гоман директор Центра развития одарённых детей

— Мы опираемся на ту логику работы со старшими школьниками, которая формировалась в отечественной и зарубежной педагогике, исходя из гуманистических ценностей и реализации тех основных потребностей, которые есть у детей. Мы создаём образовательную среду, образовательное пространство для ребят, предоставляя возможность пробовать себя в различных направлениях. Технологии, которые мы используем, помогают ребятам почувствовать свой потенциал и личностный рост. Мы всегда им говорим: «Двигайтесь вперед, не останавливайтесь на достигнутом». По отзывам наших коллег из образовательных организаций, ребята возвращаются в школы совершенно другими. По нашему мониторингу результаты тоже очень радуют. В частности, мы видим, как ребята успешно участвуют в олимпиадах.

Вот так можно сфотографироваться с космонавтами. На сеансе видеосвязи с МКС в Центре развития одарённых детей присутствовал даже губернатор.

Кроме углублённых предметных знаний дети получают здесь опыт командной работы и находят единомышленников для реализации серьёзных проектов. Яркий тому пример — работа над электронной книгой для слепых и слабовидящих людей. Сначала ЦРОД помог автору идеи, ученику калининградского лицея №18 Сергею Сапрунову, найти поддержку среди учёных БФУ им. И. Канта. Затем к проекту подтянулись другие участники образовательных смен, и каждый приложил немало сил для его реализации. Сегодня созданным прототипом книги интересуется группа компаний «Некс-Т», которая занимается проектами социального значения, и велика вероятность, что задумка калининградского школьника превратится в рыночный продукт.

Электронная книга для слепых и слабовидящих основана на рельефно-точечном тактильном шрифте Брайля и должна быть в 18 раз дешевле зарубежных аналогов.

Одна из важных задач Центра — предоставление возможности развиваться в инженерно-техническом направлении. Уже 2 учебных года ЦРОД является площадкой IT школы Samsung. Это образовательный проект, который компания Samsung ведёт в 20 российских городах: старшеклассников учат основам программирования и разработке мобильных приложений на платформе Android. Кстати, сейчас старшеклассники могут подать заявку на обучение в школе на следующий учебный год.

8H8A6712_CR2_1_

Занятия в IT школе Samsung

Артур_мал размер2

Артур Бабошкин преподаватель калининградской площадки «IT школа Samsung», преподаватель модулей по программированию Центра развития одарённых детей

Примечательно, что во время обучения кроме игр ребята разрабатывают весьма полезные приложения, которые наверняка найдут благодарных пользователей. А глобальный совместный проект IT школа осуществила благодаря сотрудничеству с Калининградским зоопарком. Оригинальное приложение «SmartQuest» — мобильная платформа для создания и прохождения квестов в реальности, — началось с идеи сделать «ЗооКвест» по зоопарку. А теперь универсальный создатель квестов можно загрузить в Google Play.

— В процессе обучения я стараюсь знакомить ребят с самыми передовыми технологиями. Мы рассматриваем примеры реальных современных программ и приложений, которые знакомы большинству обучающихся. 97% ребят считают, что повторить даже одну функцию им не под силу. Когда, через одно – два занятия они запускают написанное своими руками приложение, практически повторяющие всего одну функцию реального продукта с миллионами пользователей, появляется уверенность в своих силах и мотивация к дальнейшему обучению, в том числе и самостоятельному. 

После лекции Нобелевского лауреата по физике Жореса Алфёрова. Встречи с успешными учёными и предпринимателями — постоянная часть программы ЦРОД.

Центр создан для школьников, мотивированных к учебно-научной деятельности. Но и у мотивированных ребят интерес к учёбе может угасать, если не ставить перед ними новые задачи и не вдохновлять на свершения. Поэтому в ЦРОД стараются поддерживать здоровый соревновательный дух: во время потоков по результатам работы составляются рейтинги участников. Самые успешные из ребят приглашаются затем в летние школы — физико-математическую и естественнонаучную «Лабораторию Z+». Показывая хорошие результаты в ЦРОД, можно попасть во всероссийский центр для одарённых школьников «Сириус» в Сочи (он создан на базе одного из объектов, построенного к Олимпиаде-2014). Можно отправиться в Международный детский центр «Артек» или в противоположный конец необъятной Родины — во всероссийский детский центр «Океан» во Владивостоке.

В целом преподаватели отмечают, что с мотивацией учиться у ребят в ЦРОД проблем нет: они приезжают за знаниями, выходящими за рамки школьной программы, и жадно впитывают новое. Однако это не значит, что всё им даётся легко.

Зайцев_мал

Алексей Зайцев руководитель программы олимпиадной подготовки по направлению «Математика», заведующий лабораторией «Математические методы защиты и обработки и информации» БФУ им. И. Канта

— Бывает, что подготовка у детей разная. Кто-то лучше знает одну тему, кто-то — другую. Вследствие чего у ребят бывают пробелы. Главное в этот момент объяснить ребёнку, что это обычное явление, и рассказать, как исправить ситуацию. Ну а вечером после занятий обучающиеся Центра распределяются по клубным пространствам, где могут восстановить свои психологические силы и снова убедиться, что жизнь прекрасна и учиться очень интересно.

Летом Центр проводит образовательные смены для школьников региона. Они строятся на основе сюжетно-ролевой игры, включают в себя образовательные модули и много-много активной творческой работы. Летние программы Центра входят в ТОП-100 лучших программ отдыха и оздоровления детей и подростков России (это конкурс, который ежегодно проводит Минобрнауки).

Сергей Гоман, директор Центра развития одарённых детей:

— Основная «изюминка» наших летних программ в том, что в них включены образовательные компоненты и модули, где ребёнок, полноценно отдыхая, изучает предметы и направления по своему выбору, получает новые навыки и умения. Он не только не забывает школьную программу, а, наоборот, открывает для себя новые направления и с нетерпением ждёт встречи со школой, потому что именно там он сможет воплотить свои новые идеи и поделиться открытиями со школьными товарищами.

Екатерина Толкачева

просветительский медиа-проект об образовании «Newtonew»