С чего все начиналось, кому принадлежала идея создания Центра и как Вы стали его руководителем?

2013 год. Август. Алексей Николаевич Силанов, будучи тогда вице-губернатором Калининградской области, предложил мне подумать о работе в Центре развития одаренных детей, который на тот момент уже замысливался и в первом приближении были сделаны организационные шаги для его открытия. Честно скажу, не очень я себя видел в детском центре развития физико-математического образования, но где-то в начале октября этого же года, ступив на эту территорию, стало понятно, что это достаточно интересная площадка с хорошим потенциалом, особой мощной энергетикой, с возможностью реализаций интересных программ для детей. Выслушав мои мысли на предмет развития Центра, в скором времени меня пригласили быть руководителем этого учреждения и в ноябре месяце представили коллективу в качестве директора.

Каким изначально должен был быть Центр, удалось ли достичь на этой площадке того, что было запланировано? 

Замысливалась здесь площадка по формату СУНЦ (специализированный учебно-научный центр), школы-интерната, где одни и те же ребята круглогодично находились и занимались бы какими-то точными науками и чем-то еще. Подразумевалось, что это будет губернаторский лицей и под это изначально выстраивался план работ, но когда провели ревизию, инвентаризацию всех сил и всех возможностей, стало ясно, что работу полноценного лицея-интерната в тех условия было организовать достаточно сложно и с неочевидными конечными результатами. Поэтому в тех предложениях, которые я озвучивал, было предложено создать такую площадку, где ребята могли бы раскрывать свой потенциал, где могли бы на одном языке общаться с теми, кто так же увлекается схожими предметами, организовать среду, которая бы их заряжала, вдохновляла и заставляла двигаться дальше. Собственно говоря, с этой идеей мы стартанули, и сейчас видно, что это получилось, что это работает и приносит свои результаты.

Каких образовательных направлений придерживается Центр сегодня?

На данный момент мы больше сфокусированы на подготовке ребят к участию в олимпиадах и на знакомстве их с олимпиадным движением в целом. Это сейчас ключевая задача, которую министерство для нас определяет в качестве вектора развития. Но мы также знаем и понимаем новое для нас направление: это талантливые ребята в спорте, искусстве. Та модель работы, которую мы берем за основу, она достаточно инновационная, ее в России еще никто в таком формате не применял: быть для ребят, которые уже имеют достаточные весомые успехи в спорте, в искусстве, хорошим помощником в их дальнейшей жизни, в плане их профориентации и самоопределения неприкладного характера. Ведь часто бывает, спортивная карьера заканчивается, и спортсмены не всегда знают, чем им дальше заниматься или делают это исходя из каких-то неочевидных вещей. То же самое в искусстве: несколько неудач на конкурсах ставят крест на карьере какого-то талантливого музыканта или балерины и кажется, что все остановилось, и дальше нет никакого просвета. Мы же помогаем в дальнейшем поиске себя.

За 5 лет у Центра накопилось много партнеров, не только в России, но и за рубежом, буквально недавно было подписано еще одно соглашение о сотрудничестве с НИУ «Высшая школа экономики». Какие еще планируются договоренности, возможно, уже ведутся?

На сегодняшний момент мы направили проект-соглашение о сотрудничестве в Московский городской педагогический университет, это сегодня один из ведущих по рейтингу вузов в сфере педагогического образования. С ним мы планируем развивать совместную деятельность в рамках спортивного направления и искусства. Институт с хорошим потенциалом и я думаю, что у нас получится достаточно интересно выстроить взаимодействие.

Существует проект нового учебного корпуса в Центре, как скоро он воплотится в жизнь?

На днях у меня была встреча с заместителем Председателя Правительства Калининградской области Ильёй Александровичем Бариновым, и он подтвердил, что на следующий год запланировано выделение денег на проектирование и подготовку всей технической документации — процесс этот не быстрый и требует большого кропотливого исполнения. Я не вижу никаких сложностей кроме бюрократических, чтобы этот проект осуществился, именно такой проект, который нам интересен и действительно нам нужен, в плане модульных аудиторий, нового конференц-зала, спортивного зала. В 2019 году мы планируем закончить работу над проектом, а в 2020-21 годах стройку нового корпуса. Я думаю, что за эти три года в Центре появится новое пространство.

Планируются ли в связи с этим какие-то изменения в графике работы Центра?

Реконструкцию Вы затронули, и у нас действительно с 1 марта планируется капитальный ремонт фасадов, замена окон, сделают инфраструктуру для маломобильных групп населения. Надеемся, что к 15-ому мая 2019 года это все закончится, и мы летний сезон начнем с ярких интересных предложений в нашей программе. В частности мы ведем переговоры с нашими коллегами в образовательной сфере, чтобы можно было не только в Центре развития одаренных детей проводить наши летние образовательные программы, но это пока небольшой секрет, подробнее о котором мы расскажем позже.

Побывав в Центре, в своих отзывах ребята часто упоминают о возможности и доступности посещать ЦРОД в черте города. Планируется ли в связи с этим какой-то выездной проект?  

В качестве идеи мы еще год назад обсуждали создание такой площадки, как городская летняя школа на базе ИЖС БФУ им. И. Канта, и в принципе к этому вопросу можно вернуться, нужно только понять, насколько это востребовано и интересно. Если по изменению летних программ у нас есть понимание, то по отдельным локальным городским площадкам, пока мы в стадии осмысления.

Сезонная школа современной коммуникации «Конструктор»: почему именно так решили отметить первый юбилей ЦРОД, в чем особенность формата?

23 октября, вторник, середина рабочей недели — было понимание, что важно в этот день пригласить тех ребят, кто наиболее мотивирован и наиболее включен в жизнь Центра, те, кто в разных форматах помогал Центру развиваться, обретать свое имя, вставать на ноги. Поэтому мы решили, что формат Школы, которую проводим впервые для ребят, — это такое первое погружение и приближение к развитию эмоционального интеллекта. То, что сегодня является передовой научной мыслью, мы в принципе понимаем, знаем, как это работает и видим, что для наших ребят также необходимы коммуникационные навыки.

Завершающий вопрос личного характера. Вы 5 лет являетесь уже руководителем Центра развития одаренных детей, скажите, не надоело на одном месте? Было ли желание сменить место работы? Чем гордитесь, какие достоинства видите у Центра и за что в принципе любите это место?

Те предложения по работе, которые поступали мне в течение последних пяти лет, не отвечали моим жизненным интересам, которые у меня есть. Я не считаю для себя возможным включаться в проекты, где ты круглосуточно погружен в деятельность и не имеешь никакого времени для семьи и личного пространства. В Центре же интересная содержательная работа, прекрасный коллектив и дети, которые заряжают, дети которые формируют эту площадку. И на сегодняшний момент ЦРОД — это уже такое имя нарицательное, ты не стесняешься громко говорить «ЦРОД», это звучит из уст Губернатора и министра, каких-то федеральных экспертов. Если раньше мы где-то смущались своей аббревиатуры, потому что казалось, что она как-то не очень благозвучно произносится, то сейчас это уже яркий, хорошо устоявшийся бренд. И мне это приятно, за что спасибо коллективу, и всем, кто трудится в Центре, помогает Центру. Здорово, что получилось сделать такую площадку, которая детьми воспринимается как своя, как место, в котором детей ценят, понимают, уважают, дают нужный смысл, наполняют этим смыслом, вдохновляют. А потом приятно встречать этих детей на различных конференциях, мероприятиях — это, пожалуй, ключевое, важное. И здорово, что этот проект существует, этот проект живет, и имеет определенный вектор развития.

Спасибо за интересную беседу, примите искренние поздравления с юбилеем Центра.

Аватар

От szahlinyuk