Преподаватели ЦРОД делятся опытом, что делать, если вдруг у ребенка пропадает мотивация заниматься, и делятся своим мнением о том, как детям за лето не забыть, что такое — учиться.

IMG_0573
Алексей Иванович Зайцев

Алексей Иванович Зайцев, PhD, руководитель программы олимпиадной подготовки по направлению «Математика», реализуемой  Центром развития одаренных детей совместно с Балтийским федеральным университетом им. И. Канта; заведующий лабораторией «Математические методы защиты и обработки и информации» БФУ им. И. Канта, один из создателей популярного онлайн-учебника по математике «01Math»

Бывали ли случаи, когда у одарённых детей, приезжающих в центр, вдруг пропадала мотивация заниматься и участвовать в общей деятельности? И что тогда делали педагоги?

– Обычно бывает, что подготовка у детей разная. Кто-то лучше знает одну тему, кто-то – другую. Вследствие чего у ребят бывают пробелы. Главное в этот момент объяснить ребенку, что это обычное явление и рассказать, как исправить ситуацию. Ну а вечером после занятий обучающиеся Центра развития одаренных детей распределяются по клубным пространствам [кружки по интересам: 3D и традиционное рисование, ораторское и актерское мастерство и др.], где ребят могут восстановить свои психологические силы и понять, что жизнь прекрасна и учиться очень интересно.

Можно ли дать какие-то советы, как совместить отдых с интеллектуальным трудом и не забыть за лето школу?

– Не простой вопрос о сочетании развлечений и сохранении знаний на прежнем уровне. Здесь прежде всего рекомендую выбрать какую-нибудь интеллектуальную смену на неделю или две. Например, нашу Летнюю физико-математическую школу. Вообще хороша та тематика, которая нравится ребенку: химия, биология, физика, математика и так далее. Так он приобретет много новых знаний по интересующему предмету, и, самое важно, такие предметные профильные школы  дают возможность ребенку сохранить высокую интеллектуальную работоспособность.

DSC_0080
Юрий Федорович Болтнев

Юрий Фёдорович Болтнев, преподаватель криптографии в Центре развития одаренных детей, доцент БФУ им. И. Канта 

Бывали ли случаи, когда у одарённых детей, приезжающих в центр, вдруг пропадала мотивация заниматься и участвовать в общей деятельности? И что тогда делали педагоги?

– Описанная ситуация обычно не возникает, так как в Центре школьник всегда занят «От и до»: это и выполнение регулярных домашних заданий, и работа над проектами, и подготовка к зачету, и клубное пространство, и групповые мероприятия.

Можно ли дать какие-то советы, как совместить отдых с интеллектуальным трудом и не забыть за лето школу?

– Такая форма работы уже есть в  Центре –  летние профильные смены. Это, прежде всего, Летняя физико-математическая школа, куда приглашаются известные ученые, которые рассказывают школьникам о современных проблемных вопросах науки, ведут у них лекции, проводят математические бои, конкурсы. Жизнь у ребят проходит в атмосфере состязательности и творческой активности. Кроме того, здесь можно привести в пример летнюю естественнонаучную школу «Лаборатория Z+», всероссийскую робототехническую смену и другие. Отзывы у летних программ Центра очень хорошие, как среди педагогического сообщества, так и родителей и, конечно, самих школьников. 

IMG_4651
Евгения Александровна Николаенкова

Евгения Александровна Николаенкова, директор Центра непрерывной языковой подготовки БФУ им.И.Канта, заместитель директора Высшей школы иностранных языков и образовательных инноваций БФУ им.И.Канта, руководитель программы олимпиадной подготовки по лингвистике, преподаватель лингвистических предметов в Центре развития одаренных детей

Бывали ли случаи, когда у одарённых детей, приезжающих в центр, вдруг пропадала мотивация заниматься и участвовать в общей деятельности? И что тогда делали педагоги?

– Как правило, дети, которые попадают в ЦРОД, всегда высоко мотивированны, ведь они знают, что приехали за знаниями, выходящими за рамки стандартного учебного процесса. А все, что неизвестно, всегда вызывает интерес. Однако бывают случаи, когда ребенок теряет это стремление и замыкается. Это случается, по моему мнению, в виду субъективных причин: новая обстановка, непривычные бытовые условия, недостаточно высокие знания на фоне остальной группы. Педагог в этом случае уделяет больше внимания, старается вникнуть в проблему, и зачастую, оказывается, что не все так плохо, и учащийся вновь заряжается нужной энергией и готов к образовательному процессу.

Можно ли дать какие-то советы, как совместить отдых с интеллектуальным трудом и не забыть за лето школу?

– Это естественно, пребывание в каком-либо образовательном лагере, а школу забыть за такой короткий промежуток просто невозможно.

DSC_0042-300x199
Артур Олегович Бабошкин

Артур Олегович Бабошкин, преподаватель калининградской площадки «IT школа Samsung», преподаватель модулей по программированию Центра развития одаренных детей

Бывали ли случаи, когда у одарённых детей, приезжающих в центр, вдруг пропадала мотивация заниматься и участвовать в общей деятельности? И что тогда делали педагоги?

– Сам с потерей мотивацией у одаренных детей я не сталкивался. Думаю, что этому способствуют два основных фактора. Во-первых, перед началом каждого модуля я провожу начальную диагностику, что позволяет определить текущий уровень знаний и области интересов ребят. Это позволяет выстраивать программу модуля таким образом, что каждый обучающийся будет способен усвоить материал в полном объеме и выполнить итоговое задание. В результате – это создает ситуацию успеха и мотивирует ребят на дальнейшую работу. Во-вторых, в процессе обучения я стараюсь знакомить ребят с самыми передовыми технологиями. Мы рассматриваем примеры реальных современных программ и приложений, которые знакомы большинству обучающихся. 97% ребят считают, что повторить даже одну функцию им не под силу. Когда, через одно – два занятия они запускают написанное своими руками приложение, практически повторяющие всего одну функцию реального продукта с миллионами пользователей, появляется уверенность в своих силах и мотивация к дальнейшему обучению, в том числе и самостоятельному.
Можно ли дать какие-то советы, как совместить отдых с интеллектуальным трудом и не забыть за лето школу?

– Что касается лета, то, безусловно, любой отдых нужно стараться совместить с получением новых знаний. Конечно, это должно проходить в очень увлекательной форме. На мой взгляд, лето — лучшее время для занятия различными межпредметными проектами. Это позволит приобрести новые практические знания, получить опыт работы в команде и не забыть школьные предметы.

IMG_0580
Сергей Станиславович Гоман

Сергей Станиславович Гоман, директор Центра развития одаренных детей
— Мы опираемся на ту логику работы со старшими школьниками, которая формировалась в отечественной и зарубежной педагогике, исходя из гуманистических ценностей и реализации тех основных потребностей, которые есть у детей. Мы создаём образовательную среду, образовательное пространство для ребят, предоставляя возможность пробовать себя в различных направлениях. Технологии, которые мы используем, помогают ребятам почувствовать свой потенциал и личностный рост. Мы всегда им говорим: «Двигайтесь вперед, не останавливайтесь на достигнутом». По отзывам наших коллег из образовательных организаций, ребята возвращаются в школы совершенно другими. По нашему мониторингу результаты тоже очень радуют. В частности, мы видим, как ребята успешно участвуют в олимпиадах.
— Основная «изюминка» наших летних программ в том, что в них включены образовательные компоненты и модули, где ребёнок, полноценно отдыхая, изучает предметы и направления по своему выбору, получает новые навыки и умения. Он не только не забывает школьную программу, а, наоборот, открывает для себя новые направления и с нетерпением ждёт встречи со школой, потому что именно там он сможет воплотить свои новые идеи и поделиться открытиями со школьными товарищами.

Аватар

От szahlinyuk