Не так давно в СМИ активно обсуждалось постановление Правительства РФ о создании реестра одарённых детей. Нужен ли детям реестр — большой вопрос, а вот условия для роста точно нужны. Общеобразовательным школам сложно выстраивать индивидуальную траекторию для каждого ученика, и в такой ситуации детям, опережающим программу, приходится так же нелегко, как и отстающим.
Для того, чтобы талантливые и мотивированные ребята могли в полной мере реализовать свои способности, в разных регионах России открываются центры и школы-интернаты для одарённых детей. Например, в этом году о создании своего собственного интерната для 100 лучших школьников заявил МГУ (кстати, подать заявку на учёбу в нём может любой старшеклассник). Критики разделения детей на одарённых и «неодарённых» считают, что, если государство фокусируется на развитии преуспевающих в отдельных дисциплинах учеников, мы обрекаем остальных на образование по остаточному принципу.
Поводов для таких опасений достаточно. Взять хотя бы типичную для средней школы ситуацию «расслоения», когда в одном классе оказываются все «отличники», а в другой класс учителя заходят явно без большого желания, потому что здесь собрались закоренелые «двоечники» и «троечники».
Так работает Центр развития одарённых детей в Калининградской области (ЦРОД). Он открылся в 2013 году в посёлке Ушаково на месте бывшего детского оздоровительного лагеря «Солнечный берег». Одновременно была создана сеть опорных школ сначала по физико-математическому, а затем ещё и лингвистическому направлению. В этих школах есть соответствующие профильные классы, ведутся методические разработки, проходят различные мероприятия для школьников и педагогов из других учебных заведений. Сильные школы влияют на уровень остальных, делясь своим опытом. А их ученики, показывающие хорошие результаты на региональных олимпиадах и конкурсах, получают возможность попасть в один из образовательный потоков ЦРОД.
Если в школе учебное расписание — это данность, то в ЦРОД каждый ребёнок проходит свой индивидуальный образовательный маршрут. Он выбирает, какой из предложенных модулей будет изучать на обязательных парах, над каким проектом ему интересно работать с преподавателем-наставником, какому занятию посвятить вечернее время в клубном пространстве.
С ребятами работают лучшие преподаватели Калининградской области (большинство — из Балтийского федерального университета им. И. Канта). За досуг и командный дух отвечают воспитатели Центра — молодые люди, студенты, имеющие опыт работы в различных общественных и образовательных проектах.
— Мы опираемся на ту логику работы со старшими школьниками, которая формировалась в отечественной и зарубежной педагогике, исходя из гуманистических ценностей и реализации тех основных потребностей, которые есть у детей. Мы создаём образовательную среду, образовательное пространство для ребят, предоставляя возможность пробовать себя в различных направлениях. Технологии, которые мы используем, помогают ребятам почувствовать свой потенциал и личностный рост. Мы всегда им говорим: «Двигайтесь вперед, не останавливайтесь на достигнутом». По отзывам наших коллег из образовательных организаций, ребята возвращаются в школы совершенно другими. По нашему мониторингу результаты тоже очень радуют. В частности, мы видим, как ребята успешно участвуют в олимпиадах.
Кроме углублённых предметных знаний дети получают здесь опыт командной работы и находят единомышленников для реализации серьёзных проектов. Яркий тому пример — работа над электронной книгой для слепых и слабовидящих людей. Сначала ЦРОД помог автору идеи, ученику калининградского лицея №18 Сергею Сапрунову, найти поддержку среди учёных БФУ им. И. Канта. Затем к проекту подтянулись другие участники образовательных смен, и каждый приложил немало сил для его реализации. Сегодня созданным прототипом книги интересуется группа компаний «Некс-Т», которая занимается проектами социального значения, и велика вероятность, что задумка калининградского школьника превратится в рыночный продукт.
Одна из важных задач Центра — предоставление возможности развиваться в инженерно-техническом направлении. Уже 2 учебных года ЦРОД является площадкой IT школы Samsung. Это образовательный проект, который компания Samsung ведёт в 20 российских городах: старшеклассников учат основам программирования и разработке мобильных приложений на платформе Android. Кстати, сейчас старшеклассники могут подать заявку на обучение в школе на следующий учебный год.
Примечательно, что во время обучения кроме игр ребята разрабатывают весьма полезные приложения, которые наверняка найдут благодарных пользователей. А глобальный совместный проект IT школа осуществила благодаря сотрудничеству с Калининградским зоопарком. Оригинальное приложение «SmartQuest» — мобильная платформа для создания и прохождения квестов в реальности, — началось с идеи сделать «ЗооКвест» по зоопарку. А теперь универсальный создатель квестов можно загрузить в Google Play.
— В процессе обучения я стараюсь знакомить ребят с самыми передовыми технологиями. Мы рассматриваем примеры реальных современных программ и приложений, которые знакомы большинству обучающихся. 97% ребят считают, что повторить даже одну функцию им не под силу. Когда, через одно – два занятия они запускают написанное своими руками приложение, практически повторяющие всего одну функцию реального продукта с миллионами пользователей, появляется уверенность в своих силах и мотивация к дальнейшему обучению, в том числе и самостоятельному.
Центр создан для школьников, мотивированных к учебно-научной деятельности. Но и у мотивированных ребят интерес к учёбе может угасать, если не ставить перед ними новые задачи и не вдохновлять на свершения. Поэтому в ЦРОД стараются поддерживать здоровый соревновательный дух: во время потоков по результатам работы составляются рейтинги участников. Самые успешные из ребят приглашаются затем в летние школы — физико-математическую и естественнонаучную «Лабораторию Z+». Показывая хорошие результаты в ЦРОД, можно попасть во всероссийский центр для одарённых школьников «Сириус» в Сочи (он создан на базе одного из объектов, построенного к Олимпиаде-2014). Можно отправиться в Международный детский центр «Артек» или в противоположный конец необъятной Родины — во всероссийский детский центр «Океан» во Владивостоке.
В целом преподаватели отмечают, что с мотивацией учиться у ребят в ЦРОД проблем нет: они приезжают за знаниями, выходящими за рамки школьной программы, и жадно впитывают новое. Однако это не значит, что всё им даётся легко.
Летом Центр проводит образовательные смены для школьников региона. Они строятся на основе сюжетно-ролевой игры, включают в себя образовательные модули и много-много активной творческой работы. Летние программы Центра входят в ТОП-100 лучших программ отдыха и оздоровления детей и подростков России (это конкурс, который ежегодно проводит Минобрнауки).
— Основная «изюминка» наших летних программ в том, что в них включены образовательные компоненты и модули, где ребёнок, полноценно отдыхая, изучает предметы и направления по своему выбору, получает новые навыки и умения. Он не только не забывает школьную программу, а, наоборот, открывает для себя новые направления и с нетерпением ждёт встречи со школой, потому что именно там он сможет воплотить свои новые идеи и поделиться открытиями со школьными товарищами.