Все преподаватели Осенней олимпиадной школы — большие профессионалы своего дела. В их числе и молодой педагог из Москвы Илья Даниилович Степанов, очень полюбившийся старшей группе участников ООШ по информатике, у которых он преподавал. Мы уверены, что Илью Данииловича наши юные программисты еще долго будут вспоминать добрым словом. Ребята рассказывают, что педагог работает с какой-то невероятной скоростью, никогда не заглядывает в записи и все держит в голове. Участники ООШ сравнивают педагога с «суперкомпьютером из того самого фильма про роботов».

 «Но когда он решает задачу и выстраивает алгоритм в голове, он дирижирует…не руками, но мыслями. Для него программирование – не сухие числа, а своя музыка», – так о своем преподавателе отзываются ребята. Юнкор Осенней олимпиадной школы Ида Башкатова не упустила возможность взять интервью у молодого преподавателя из Москвы, участника четвертьфинала Чемпионата мира по программированию, двукратного призера заключительного этапа Всероссийской олимпиадной школьников по информатике, студента Московского физико-технического института (МФТИ) Ильи Данииловича Степанова.

1

Илья Даниилович, вы учитесь в одном из ведущих вузов России в Москве. Скажите, пожалуйста, вы москвич?

– На самом деле нет. Я родился и вырос в Иркутской области. Город поддерживает развитие точных наук, поэтому в нашу школу часто приезжали сильные преподаватели из Санкт-Петербурга, дополнительные занятия спонсировала школа, в которой я учился – лицей РЖД. А в Москву я поехал поступать в университет. Теперь учусь на втором курсе МФТИ на факультете «Инноваций и высоких технологий».

–  А почему выбрали именно МФТИ?

– Приятель, учившийся на тот момент там, предложил попробовать, я подумал, почему бы и нет. На самом деле я был тем самым абитуриентом, для которого поступление не составило особых хлопот. Всё, что от меня требовалось, – это подать документы,  ведь я был призёром Всероссийской олимпиады школьников.

–  Как вы считаете, что повлияло на вашу жизнь?

– Наверно, если бы в седьмом классе моя учительница по информатике не сумела заинтересовать меня этим, а я в свою очередь не начал заниматься, постоянно решать контесты, дальше бы не закрутились олимпиады и, возможно, всего этого могло бы не быть.

–  Иркутск, Москва… а как вы оказались в Калининграде?

– В Калининграде на Осенней олимпиадной школе я оказался по воле случая.  У студентов, занимающихся олимпиадным программированием в нашем университете, есть своя беседа. В ней промелькнула информация про ЦРОД. Куратор направления калининградской программы олимпиадной подготовки школьников по информатике Юлия Скабицкая обратилась к нашему руководителю в МФТИ с просьбой порекомендовать преподавателя для Осенней олимпиадной школы. Мне стало интересно, и я решил попробовать.

–  И как вам наши юные программисты?

–  Дети здесь разного уровня. Сразу видно, что кто-то пришёл  недавно, а кто-то погружен в программирование полностью и уже давно.

3

–  Илья Даниилович, я обратила внимание, что к некоторым ребятам вы обращаетесь на «Вы», к некоторым – на «Ты». От чего это зависит?

–   На открытии Осенней олимпиадной школы меня представили на «Вы». В силу моего возраста, некоторые ребята обращаются ко мне на «Ты», другие – на «Вы». Я в свою очередь, если они говорят какую-ту несуразность, разговариваю с ними на «Вы». Если я слышу действительно дельные предложения и вижу хороший ход мыслей,  обращаюсь на «Ты».

–  Преподавание в ЦРОД ваш первый педагогический опыт?

–   Да, это действительно так. И мне очень понравилось преподавать.

–  Илья Даниилович, у вас многолетний опыт участия в олимпиадном движении. Как вы считаете, предметные олимпиады – это спорт?

–   Уверен, что да. Одно из самых главных соприкосновений олимпиады и спорта – это тренировка. Я не знаю, как тренируются спортсмены, но в программировании тренировка для побед просто необходима.

–  В чем заключается олимпиадное программирование, и какое – спортивное или промышленное программирование – вам ближе?

–  Мне, конечно, ближе спортивное программирование. Его еще называют алгоритмическим. Чтобы решить задачу, сначала нужно придумать решение, потом последовательно превратить его в алгоритм, а потом в программу на языке программирования. Мне кажется, это фундаментально.

–  Участники олимпиад по информатике решают контесты. Расскажите, пожалуйста, для всех, что такое контест?

–  Вообще контест – это тренировка перед соревнованиями по спортивному программированию или само соревнование. Как правило, он состоит из 12 различных задач с входными данными.

4

–  Илья Даниилович, расскажите, пожалуйста, как вы готовитесь к олимпиадам: постоянно решаете задачи или отдыхаете?

– Конечно, перед олимпиадами много готовлюсь, решаю задачи. Но непосредственно за несколько дней до соревнования я все откладываю и стараюсь разгрузить голову. Говорят, и я убедился в этом на личном опыте, за несколько дней до соревнований в голове мало что уже укладывается.

–  Что бы вы могли пожелать ребятам-участникам Осенней олимпиадной школы?

– Ребятам я бы хотел пожелать постоянно учиться, заниматься, если это действительно нравится.

– Спасибо за беседу.

Ида_аваНаблюдала за дирижированием мыслей

Ида Башкатова

Аватар

От szahlinyuk