01

В течение всего июня и первой половины июля в НИУ «МЭИ» уже в шестой раз прошла Летняя школа для учащихся 10-х классов школ-партнеров Университета из регионов России. Для прохождения интенсивного недельного обучающего курса в наш вуз приехали 70 юных инженеров из 6 школ 5 регионов России: Чувашской республики, Калининградской, Кемеровской и Рязанской областей, Краснодарского края.

Занятия были организованы в 3 смены: с 28 мая по 2 июня, с 13 по 22 июня и со 2 по 6 июля 2018 года.

Данный проект позволяет школьникам из удаленных от столицы регионов получить доступ к вузовской образовательной среде и направлен на усиление взаимодействия образовательных организаций высшего и среднего образования. С его помощью десятиклассники в течение недели погружаются в жизнь студента ведущего энергетического университета страны: посещают лекционные, практические и лабораторные занятия, ведущие инженерные лаборатории, выезжают на образовательные экскурсии, проживают в общежитии.

В зависимости от пожеланий ребят каждая смена имеет собственную тематику и посвящена определенным направлениям подготовки и исследований НИУ «МЭИ».

Первая смена в этом году была посвящена вопросам прикладной физики и математики. Для гостей из города Новочебоксарска были проведены занятия по решению олимпиадных задач по данным предметам. Также учащиеся посетили Высоковольтный зал кафедры Техники и электрофизики высоких напряжений, лабораторию Возобновляемых источников энергии, мастер-классы в Школе юного энергетика.

02Параллельно с этим, 10-классники из г.о. Балашиха изучили направления деятельности профессии инженера-теплотехника. В ходе практики ребята познакомились с различными способами получения и трансформации энергии. Ведущие преподаватели кафедр Института проблем энергетической эффективности НИУ «МЭИ» рассказали гостям об устройстве электрических станций, котельного и теплообменного оборудования, тепловых сетей и центральных тепловых пунктов, показав изнутри реальный энергетический объект на кампусе НИУ «МЭИ». Также были затронуты экологические аспекты воздействия вредных выбросов.

На второй смене проекта старшеклассники из г. Калининграда (Миронова Арина Александровна, Клоков Михаил Григорьевич, Потопейко Артем Витальевич из лицея № 23), г. Кораблино Рязанской области и г. Белово Кемеровской области изучали принципы построения «умного» дома. В лабораториях кафедры ЭМЭЭА юные исследователи познакомились с основными видами электрических аппаратов, такими как защитные автоматические тепловые расцепители, программируемые реле, кнопочные пульты, и их областями применения в быту, в городских условиях и на производстве. На практических занятиях под руководством опытных преподавателей ребята смогли своими руками собрать простейшую систему энергозащиты домашней электрической проводки, электронную систему освещения.

Наряду с этим, школьники погрузились в тонкости профессии инженера-светотехника, охватывающей широкий спектр задач и проблематик, начиная от проектирования самих ламп для освещения, светильников, прожекторов, опор освещения и заканчивая вопросами их эргономики, энергоэффективности, дизайна, а также психологии восприятия различного вида света человеком.

Делегация школьников от Калининграда является не только представителями 23 лицея, все ребята — воспитанники Центра развития одаренных детей. Их первое знакомство с НИУ «МЭИ» случилось задолго до Летней школы, а именно на потоке 9/66, в рамках которого проходил Региональный нейрочемпионат. Еще тогда школьников отметили преподаватели МЭИ и пригласили стать участниками Летней школы НИУ «МЭИ» для учащихся 10-х классов.

05На экскурсии в музее «Огни Москвы» школьников познакомили с историей и эволюцией уличного освещения столицы.

На кафедре Светотехники НИУ «МЭИ» — рассказали о направлениях научных и прикладных исследований своего подразделения и провели для юных инженеров демонстрацию лабораторного оборудования. Затем школьники смогли самостоятельно провести эксперименты со светодиодными лентами и спроектировать дизайн-макет своего собственного светильника.

Для наглядной демонстрации областей применения полученных студентами в ходе обучения в НИУ «МЭИ» знаний для гостей была организована экскурсия во Всесоюзный научно-исследовательский светотехнический институт (ВНИСИ) им. С.И.Вавилова (http://www.vnisi.ru/) — ведущий национальный светотехнический центр, специализирующийся на решении наукоемких задач в области теории, методов, техники и нормирования освещения, измерениях и испытаниях светотехнических и эксплуатационных характеристик осветительных приборов и источников света, экспертной и консультационной деятельности в области освещения. Здесь старшеклассников познакомили с принципами измерения характеристик осветительного прибора в фотометрической сфере, Центром прототипирования и аддитивных технологий, где провели демонстрацию работы 3D-принтера и 3D-сканера. Ребята посетили спектрофотометрическую лабораторию («черную комнату») и изучили в ней работу  гониофотометра. В заключение школьники встретились со студентами НИУ «МЭИ», которые рассказали о своих научных разработках, выполняемых на производственной практике в стенах ВНИСИ.

В настоящее время ВНИСИ является одним из структурных подразделений Международной светотехнической корпорации «БООС ЛАЙТИНГ ГРУПП» (bl-g.ru), в шоу-руме главного офиса которой юным исследователям показали реальные образцы продукции, разработанной и собранной в России: опоры уличного освещения, различные виды светильников, включая бытовые, офисные, а также используемые в городских условиях, парках, на транспорте, в экспозициях музеев, сельскохозяйственных теплицах.

04В конференц-зале главного офиса школьникам была предоставлена уникальная возможность  встретиться с Президентом Корпорации, заведующим кафедрой Светотехники НИУ «МЭИ» Г.В. Боосом. В ходе неформальной беседы с ребятами Георгий Валентинович рассказал о своем жизненном пути от студента МЭИ до президента собственной компании: истории её создания, интересных коммерческих проектах, стратегии развития. В завершение разговора он пожелал старшеклассникам успешно реализовать себя в инженерной профессии, никогда не останавливаться на достигнутом и всю жизнь заниматься самосовершенствованием, ставить перед собой новые амбициозные цели и задачи.

Третья смена Летней школы была посвящена вопросам энергосбережения и энергоэффективности в быту и промышленности.

На ней учащиеся посетили несколько энергообъектов столичного региона и музей ПАО «Мосэнерго».

Для ребят из всех трех смен были проведены открытые уроки в Школе спидкубинга НИУ «МЭИ», где гости смогли научиться на скорость собирать различные виды головоломок.

Участники Летней школы, показавшие лучшие результаты при защите итоговых мини-проектов, выполненных по итогам смен, были приглашены на тематическую смену «Школа молодого энергетика», которая состоится в октябре 2018 года в ВДЦ «Смена».

Аватар

От szahlinyuk