oTgzVSMcr5wНа итоговой научной конференции «Лаборатории Z+» можно было узнать, почему мозг геймера отдает предпочтение «Dota», а не «маминому борщецу», так ли страшны продукты ГМО, как миф о них, понять, какие производители мёда, сока и шоколада делают наиболее полезные продукты, что такое отолиты и о чем они могут рассказать и даже попробовать созданный юными учеными Z+ коктейль здоровья и долголетия – в общей сложности восемь проектов представили участники единственной в регионе летней естественнонаучной школы, завершившейся во вторник, 9 августа, в Центре развития одаренных детей.

                Летняя естественнонаучная школа «Лаборатория Z+» проходила в Центре развития одаренных детей с 31 июля по 9 августа. Ее LhEb25djWakучастниками стали 60 химиков и биологов с 7 по 9 классы (победители и призеры профильных конкурсов и олимпиад). В течение ЛЕНШ–2016 юным исследователям под руководством ученых Химико-биологического института БФУ им. И. Канта в формате 8 лабораторий с головой погрузились в науку и прошли все стадии научного поиска: от выявления гипотезы, постановки целей и задач до представления результатов исследований. Результаты научных исследований школьники представили на итоговой научной конференции.

Возглавили экспертную комиссию конференции «Лаборатории Z+» директор Химико-биологического института БФУ имени И. Канта Максим Патрушев и заместитель директора по экологическому образованию и туризму ФГБУ «Национальный парк «Куршская коса» Анастасия Скребцова.

Так, в течение Школы участники лаборатории «Молекулы здоровья» под руководством кандидата биологических наук, доцента Любови Николаевны Скрыпник и ассистента lmUY06nxUeYкафедры молекулярной физиологии и биофизики Павла Владимировича Федураева разбирались, возможно ли в наши дни создать панацею. Для этого они проанализировали большую часть фруктово-овощной корзины. Так, яблоки и лимоны, салат и петрушка, шиповник и помидор, красная и белая смородина, ежевика и даже базилик стали для юных ученых не просто продуктами питания, а объектами для химического анализа. Задачей ребят было опытным путем установить, где больше, а где меньше содержится «витамина здоровья» (С), антиоксидантов и других «витаминизированных» веществ, чтобы в финале смены создать собственный рецепт коктейля здоровья и долголетия, приготовленного по итогам множества исследований и проведенных экспериментов. Так, витаминизированный эликсир, состоящий из ежевики, петрушки, красной и белой смородины с добавлением зеленого чая (в нем правда много антиоксидантов – прим. ред.), мяты и некоторых других продуктов все желающие могли попробовать прямо на конференции.

UXhIoclY3JIПод кураторством Светланы Анатольевны Яковлевой, заведующей лаборатории семян и интродукции растений Ботанического сада БФУ им. И. Канта,  юные ученые Z+ в лаборатории «Биоиндикация» выясняли, только ли на Новый год нужна ель.

«Хвойные растения обладают высокой чувствительностью к различным видам загрязнений, к тому же, они хорошо распространены в нашем регионе. Поэтому объектом наших исследований мы выбрали ель голубую, которую рассматривали в качестве биоиндикатора, то есть по хвоинкам можно судить о состоянии окружающей среды», – рассказала руководитель лаборатории Светлана Яковлева.

В ходе исследовательской работы школьники измеряли хвоинки ели, произрастающей в районе Химико-Биологического института и Ботанического сада в Калининграде, а также в Ушаково Гурьевского городского округа. Обработав полученные данные, ученые Z+ пришли к выводу, что наиболее экологически безопасной территорией является район Ботанического сада в областном центре, тогда как в районе Калининградского залива для стабилизации экологической обстановки требуется провести очистные работы.

Интересна эта лаборатория еще и тем, что занятия в ней проходили исключительно на английском. Так что, кроме биологии, ребята улучшили свои знания по иностранному языку.

xVQcTrsN6EIТакже биоиндикацией, но под другим углом занимались школьники под руководством ассистента кафедры биоэкологии и биоразнообразия Химико-биологического института БФУ им. И. Канта Кристины Витальевны Чайки в «Сайнс-арт лаборатории: «Отолиты». Оказывается, благодаря исследованию отолитов рыб  (то есть кристаллов извести, которые находятся на поверхности механорецепторных клеток органа равновесия у ряда беспозвоночных и всех позвоночных животных – прим. ред.) можно, например, проследить рацион питания баклана, а также  возраст и размеры рыб в Куршском заливе и Балтийском море. А на основе полученных результатов также сделать вывод об экологической обстановке в этих районах. Так, анализируя отолиты рыб, юные исследователи установили, что баклан в наших широтах преимущественно питается ершом, карасем, язем и некоторыми другими видами рыб, а размеры отолитов соответствуют нормальной экологической обстановке в водоемах.

Подробным исследованием карасей, обитающих в водоемах Калининградской области, занимались школьники под руководством кандидата биологических наук, доцента кафедры биоэкологии и биоразнообразия Химико-биологического института Тамары Валерьевны Астафьевой в лаборатории «Рыбы – другой мир, жизнь под водой» и также пришли к выводу, что экологическая обстановка в исследуемых водоемах соответствует норме.

Большой интерес, как среди участников, так и экспертов, вызвала презентация итоговой работы лаборатории нейропилотирования. Школьники  под кураторством HnZC3IIDvyEпреподавателя (инженера Химико-биологического института БФУ им. И. Канта Елены Витальевны Ясинской) за смену освоили технику управления виртуальными и физическими объектами (роботом) «силой мысли», что и продемонстрировали на итоговом мероприятии естественнонаучной школы «Лаборатория Z+».

Кстати, нейропилотированием в ЦРОД занимаются уже с начала июля (одноименная лаборатория функционировала также в рамках робототехнической смены «Косморобо»), а в новом учебном году в ЦРОД будет оснащена полноценная лаборатория нейропилотирования и робототехники. Центр развития одаренных детей и Химико-биологический институт БФУ им. И. Канта приступают к реализации проекта в рамках выделенного гранта федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы.

«Всю правду о ГМО» раскрыла другая проектная группа «Лаборатории Z+». Школьники проводили исследования в инновариуме Химико-0Rt5H6rTtvsБиологического института БФУ им. И. Канта, где на специализированном оборудовании анализировали соевые продукты. Результаты исследований в некотором смысле стали откровением:  даже в соевом соусе используется генетически модифицированные организмы. «Но в этом нет ничего страшного – заверили юные ученые вместе с научными руководителями проекта, – Практически любая сельскохозяйственная культура сегодня – результат скрещивания. Например, 88 % кукурузы и 94 % соевых выращиваемых сегодня для повышения устойчивости к гербицидам или насекомым уже давно генетически изменены. Традиционная селекция может быть очень длительной, занять несколько поколений до выведения желаемого признака у потомства. Фактически, наука делает то же самое, только  тратится на это гораздо меньше времени. С помощью технологий ГМО желаемый генотип может быть создан сразу в нынешнем поколении».

Проектом под кодовым названием «Контрольная закупка ЦРОД» занимались юные ученые Z+ под кураторством руководителя Департамента развития Химико-биологического института БФУ им. И. Канта Сергея Сергеевича Буланова и лаборанта Артёма Владимировича Касьяна в лаборатории «Химия здоровой жизни: дыхание цивилизации». По итогам проведенных исследований они установили, что наиболее натуральным «соком в пакетах» является березовый, в белом шоколаде не содержится какао-бобов, а в мёде, кроме натуральных веществ, юные ученые также обнаружили механические примеси муки, мела и других заменителей.

-5UX-c8uOd4И, наконец, под руководством кандидата биологических наук, доцента Химико-биологического института БФУ им. И. Канта  Ирины Анатольевны Ваколюк ребята в лаборатории «Мозг геймера»  проводили нейрофизиологические исследования воздействия компьютерных игр на человека. С помощью специализированного оборудования ребята регистрировали изменение кожно-гальванической реакции, дыхания, а также работы мозга человека, увлеченного компьютерной игрой и его же в спокойном состоянии, а также сравнивали реакции геймеров и людей, не увлекающихся компьютерными играми. По итогам проведенного исследования школьники обнаружили, что во время видеоигры геймеры преимущественно находятся в стрессовой ситуации, у них учащается пульс и при игре они в большей степени опираются на деятельность хвостиков ядра головного мозга, чем негеймеры. То есть в некоторых случаях у геймеров уменьшается объем серого вещества и снижается функциональная активность головного мозга в области гиппокампа. А эта означает, что люди, которые проводят слишком много времени за видеоиграми, возможно, нарушают целостность гиппокампа, что может привести к возникновению неврологических заболеваний. Вместе с тем в увлечении компьютерных игр юные ученые нашли и положительные моменты. Например, в некоторых случаях воздействие, которое оказывают на геймеров игры, полезно для развития их внимательности и визуальных способностей, а также улучшает адаптивное мышление и память. К слову, к таким же выводам в последние 10 лет приходят и «большие» ученые по всему миру.

Итоги своих научных исследований участники летней естественнонаучной школы смогут также представить в ноябре 2016 года в рамках Всероссийского конкурса научно-исследовательских работ школьников и студентов «ХимБиоSeasons». Рекомендации для участия в этом крупномасштабном проекте ребята уже получили от директора Химико-биологического института БФУ им. И. Канта Максима Владимировича Патрушева.

yFFeRQ4qPwo«По итогам конференции «Лаборатории Z+» в этом году можно говорить о том, что проекты стали сложнее и интереснее, при этом итоговое мероприятие прошло в хорошей позитивной атмосфере, в которой было место и науке, и юмору», – отметил научный руководитель «Лаборатории Z+», директор Химико-биологического института БФУ им. И. Канта Максим Владимирович Патрушев.

Кроме работы в лабораториях Z+, участников Школы ждали различные творческие активности (кружки по интересам), интеллектуальные соревнования, спортивные и культурно-развлекательные мероприятия. Так, ежедневно во второй половине дня участники Школы посещали занятия по экспериментальным танцам, мастер-классы по написанию юмористических зарисовок, тренинги на развитие памяти, занятия йогой, основы ораторского мастерства, создавали картины в творческой студии «Палитра», а также изучали основы видеосъемки и монтажа. Была в  «Лаборатории Z+» и игровая легенда, в рамках которой школьники открыли периодическую таблицу развития одаренных детей или, например, побывали в Школе чародейства и волшебства – ЦРОДвартсе.

А в день открытия Летних Олимпийских игр 2016 года, 5 августа, в ЦРОД для ребят прошла импровизированная эстафета олимпийского огня и «олимпийский» флешмоб, WqW-7a40Ou4устроенный по такому же принципу, что и региональный. Так, площадь Победы Калининграда была раскрашена в цвета российского триколора, а силами участников «Лаборатории Z+» – главная поляна ЦРОД. При этом ребята использовали важный для всех ученых направления «ХимБио» символ – колбочки  цветов российского флага, которые они держали в руках.

«Благодарю сотрудников Химико-биологического института БФУ им. И. Канта и лично его директора Максима Патрушева за разработку уникальной и максимально насыщенной программы для каждой нашей естественнонаучной Школы. Впереди нас ждет плодотворное сотрудничество с Химбио БФУ им. И. Канта и по лаборатории нейропилотирования и робототехники, которая совсем скоро откроется на базе ЦРОД. До сегодняшнего момента это направление реализовывалось только в высшей школе, теперь такая возможность появится и у школьников. Безусловно, «Лаборатория Z+» помогла ее участникам углубить знания по предметам естественнонаучного профиля и  повысить уровень их мотивации к обучению и проектной деятельности. Отдельное спасибо команде ЦРОД, которая помогла создать уникальную душевную, дружескую атмосферу в Школе и, конечно, юным исследователям лабораторий Z+ за пытливый ум и настрой на учебу даже во время летних каникул», – заключил директор Центра развития одаренных детей Сергей Гоман.

Отметим,  Летняя естественнонаучная школа «Лаборатория Z+» проходила в Центре развития одаренных детей при поддержке Министерства образования Калининградской области в третий раз. По итогам летних сезонов 2014 и 2015 годов программа смены входила в ТОП-100 лучших программ отдыха и оздоровления детей России.

Основная цель Летней естественнонаучной школы «Лаборатория Z+» –  формирование у школьников познавательного интереса к изучению окружающего мира, углубление и расширение знаний по предметам естественнонаучного направления, выявление и развитие творческих способностей, интереса к научно-исследовательской деятельности.

Аватар

От szahlinyuk