В четверг, 2 июля, участники 8-й Международной исследовательской школы (МИШ) представят результаты своих учебно-исследовательских проектов. Но буквально с первого дня МИШ в Центре кипит исследовательская жизнь. Ребята собирают материал для опытов, проводят эксперименты, становятся участниками научных экспедиций и многое другое, что в полной мере поможет им прочувствовать мир науки и исследовательского поиска.
На прошлой неделе мы побывали в экспедиции у замка Бранденбург вместе с участниками проектной группы «Памятники Кенигсберга», которые под руководством тьюторов – IT-разработчиком из Калининграда и архитектором-реставратором из Москвы – пытаются сохранить это величественное здание в памяти потомков. Для этого они создают мобильное приложение, которое визуализирует замок в 3D. Участники уже завершили работы по прорисовке строительных элементов, а также объектов, некогда находившихся на его территории.
А на выездной площадке – в Химико-биологическом институте БФУ им. И. Канта – участники проекта «Судебная генетика: можем ли мы отличить одного участника МИШ от всех остальных по ДНК-профилю?» проводят исследования и выясняют: различаются ли определенные последовательности ДНК у представителей разных национальностей. Реализация этого проекта не была бы возможной без гостеприимства коллег из нашего университета. К финальному дню Школы, проанализировав три слепые пробы ДНК, ребята надеются определить, кому именно из 83 участников они принадлежат.
Группа, изучающая обитателей Балтийского моря в рамках проекта «Жизнь на пределе», тоже уже успела собрать материал и приступила к экспериментам. Ребята планируют опытным путем установить предельные для водных животных значения различных факторов среды. Для этого нужно выяснить механизмы их воздействия, проследить ответные реакции моллюсков – объектов их изучения – и понять особенности их адаптации.
У группы, работающей над проектом «Синтез и применение красителей и пигментов», ежедневно два блока занятий. В первой половине дня – лекции по органической и неорганической химии, во второй – опыты и эксперименты. На доске – формулы химических соединений, знание которых пригодится для практики, на столах – многочисленные колбы с разноцветными жидкостями и спиртовки, а на подоконниках – результаты уже проведенных опытов. Каких цветов тут только нет: оранжевый, бордовый, синий, зеленый!… «Вот этот кирпичного цвета краситель при попадании в щелочную среду становится синим», – рассказывает тьютор. Но особое внимание привлекает другой ярко-синий краситель. «Он называется Берлинская лазурь или Прусский синий, и появился по одной из версий еще в начале 18-го века», – удовлетворяют наше любопытство участники.
В соседней аудитории расположилась группа, впервые исследующая хирономид, обитающих в реке Прохладная. Кстати, то, что эти комары-звонцы (получившие свое название из-за характерного звука крыльев) выживают даже в космосе (проект так и назван «В космосе выживут даже хирономиды») – это не образное выражение, а реальный научный факт. Личинки этого вида комара обладают удивительными свойствами, которые позволили им больше года провести в высушенном состоянии на внешней стороне МКС, в открытом космосе, в ходе космического эксперимента «Биориск». Именно тогда стало известно об их свойстве переносить высыхание: более 80% личинок выжили. Участники Школы космические эксперименты пока не ставят, зато очень активно исследуют хирономид, обитающих в реке Прохладная, и уже выяснили, что в водоеме их три вида. Кроме того, исследование отлично расскажет и о сложившей в реке экологической обстановке. «Хирономиды, в которых накапливаются тяжелые металлы, являются кормом для многих рыб водоема. А потому наше исследование может быть полезно и экологам, занимающимся мониторингом окружающей среды», – рассказала тьютор проекта.
Не менее интересно и в аудитории проекта «Символы и образы в сказках и их отражение в современных мультфильмах», где ребята проводят настоящее антропологическое исследование. В начале Школы ребята провели социологический опрос и сейчас обрабатывают полученные результаты. Кстати, анализ уже показал, что, порой, в сознании людей может возникнуть путаница: какой персонаж является фольклорным, а какой — «авторским». Так, некоторые участники опроса указали, что Король Лев – герой одноименного мультфильма – является народным, хотя на самом деле над написанием сценария к киноленте, начиная с 1988 года, работала целая команда компании Walt Disney Feature Animation.
Конструкторская работа кипит в аудитории проекта «Биомеханика и искусственный интеллект». Здесь ребята сами собирают роботов, и они рассказали, что он должен проехать по размеченному определенным образом полю, остановиться в нужном месте и выпустить ракету. За время IRS, чтобы отточить мельчайшие детали конструирования и программирования, участники создали шесть ракет. Ежедневно они их тестируют, а та, которая выдержит все испытания, будет представлена на защите.
Проект «Акустическая лаборатория» – один из самых «старых» на Школе: он проводится с самого начала, и каждый год на участие в нем самый большой конкурс. Некоторые зарубежные школы отправляют своих учеников исключительно с условием, чтобы они занимались именно здесь. Несмотря на достаточно лаконичное название, это проект с сюрпризом: изучая свойства звука, участники сочиняют музыку. В этом году они обещали сюрприз.
А группа психологов, задавшаяся вопросом «Можно ли противостоять манипуляции?», вовсю осваивает психологические методики и проводит эксперименты. Надеемся, что в конце Школы мы узнаем: можно ли не стать инструментом в руках другого человека, что очень важно в современном мире.
Отметим, всего по итогам Международное исследовательской школы будет представлено десять учебно-исследовательских проектов в области химии, физики, биологии, психологии, социальной антропологии и других наук.