27 июля – заключительный день Летней естественнонаучной школы «Лаборатория Z+» – стал очень насыщенным. Утром прошел «Турнир Z+», в течение дня состоялась итоговая конференция Школы, а вечером – торжественное закрытие смены. Подробней об этом читайте дальше.
В течение 10 дней работы Школы все ее участники посещали теоретические курсы «Турнира Z+». В заключительный день преподаватели из Новосибирска предложили ребятам принять участие в командных соревнованиях. Каждый преподаватель восьми лабораторий подготовил для своих воспитанников задачи по физике, математике, химии и программированию соответственно. Всего каждой команде за 1,5 часа предстояло решить 24 задачи. «Команды получают задачи сразу по нескольким предметам. Каждый участник в течение работы Школы прослушал свои курсы «Турнира Z+». Ребятам нужно понять, из какого курса задачи, верно распределить между собой и, конечно, все правильно решить. При этом «Турнир» – это командное соревнование», – отметила преподаватель лаборатории «Краски своими руками» Дарья Зверева. По итогам соревнований, набрав свыше 400 баллов из 800 возможных, победу одержала лаборатория «Водяная ракета», следом в турнирной таблице распределились лаборатория «Роботы и люди», третье место заняла команда «Математический томограф».
Пока эксперты оценивали результаты «Турнира Z+», в конференц-зале началась итоговая конференция Летней естественнонаучной школы. Ее почетными гостями стали заместитель министра образования Калининградской области Светлана Шишко, а также проректор, исполняющая обязанности ректора Калининградского областного института развития образования Людмила Евдокимова. Кроме того, в работе Школы приняли участие и преподаватели-предметники Калининградской области. Трое педагогов нашего региона работали с ребятами в лабораториях в Летней школе, а порядка 20 сегодня приехали в Центр развития одаренных детей и стали экспертами проектов, представленных ребятами на итоговой конференции.
Первой результаты своей работы представила лаборатория «Рычаги и блоки». За 10 дней Летней школы участники на практике освоили теоретический курс на практике. За время работы в лаборатории ребята сделали весы своими руками и, используя различные системы рычагов и блоков, добивались преимущества в силе. А в один из дней они сделали конструкцию, которая поднимает даже человека.
Юные исследователи лаборатории «Автомобиль на пневмоприводе» с удовольствием продемонстрировали созданную своими руками машину. «Конечно, не все получилось сразу», – признались участники лаборатории. При создании автомобиля ребята использовали пенопласт для создания корпуса машины, воздушные шарики в качестве пневмопривода, а также скотч, клей и некоторые другие инструменты. «Сначала наш автомобиль переворачивался или проезжал совсем чуть-чуть, – делятся юные исследователи, – но мы нашли оптимальные параметры, и в результате добились хорошего результата. Наш автомобиль проехал 28 метров».
Участники лаборатории «Водяная ракета» продемонстрировали решение еще одной сложной задачи. «Наш проект – это ракета, топливом для которой служит вода», – отметили юные исследователи. За работой этой лаборатории следили все участники Летней школы. За 10 дней ребята неоднократно устраивали опытные запуски ракет. А лучшим результатом полета стала взятая ракетой высота 33,5 метров.
Химики из лаборатории «Краски своими руками» не только рассказали, как они получали пигменты, но также продемонстрировали созданные ими краски. Коричневый, сине-зеленый, желтый, красный, белый – и у каждого своя химическая формула получения. «Краски мы получали несколькими способами. Мы брали неорганические соединения и получали из них готовые пигменты. Используя метод экстракции мы получали краски из обычного листа крапивы. Заливали его этиловым спиртом и настаивали в течение суток, получая зеленый красящий пигмент. И еще один способ, который мы использовали, – это отвары из корней растений. Например, к девясилу или чистотелу добавляли специальные закрепители и получали красители», – рассказала заведующая лабораторией, студентка химического факультета Новосибирского государственного университета Дарья Зверева. За время Школы участники лаборатории научились получать 7 цветов, используя различные способы.
В лаборатории «Клеточный автомат» участники развивали логическое мышление и проводили исследования. Клеточный автомат – это способ математического моделирования, в первую очередь, разных процессов, отражающих «жизнь. В рамках работы лаборатории ребята моделировали «жизнь» бактерий и наблюдали, как они развиваются в течение времени. «Мы меняли такой параметр, как, например, потребность в пище и следили за тем, какая из двух колоний выживет», – поделились юные исследователи.
Участники лаборатории «Сигвей» подготовили к итоговой конференции сразу несколько проектов – роботов. Первый благодаря датчикам света в нужный момент останавливается и не падает со стола. Второй поворачивает влево или вправо в зависимости от нажатия соответствующей кнопки. Также за время работы Летней школы ребята запрограммировали робота, который едет по заданной траектории, собрали модель электрогитары и, наконец, сделали сигвей – электрический самокат на двух колесах, который балансирует и держит равновесие благодаря использованию датчиков света.
А юные исследователи из лаборатории «Дискретная томография» теперь могут узнать, что и как расположено в коробке, не заглядывая в нее. «На первом занятии мы попробовали трясти коробку, потом протыкали ее ручками. Теперь же благодаря математике мы знаем другой способ», – начали свой доклад участники лаборатории. За время Летней школы ребята научились решать задачи дискретной математики с помощью теории графов, а также написали несколько компьютерных программ, которые в конечном итоге визуализируют расположение кубиков в коробке. Кстати, некоторые участники в Летней школе впервые познакомились с компьютерным языком «Паскаль» и теперь обладают знаниями, чтобы писать программы.
Участники лаборатории «Роботы и люди» на конференции продемонстрировали созданный собственными руками принтер. «23 июля на предметной ярмарке мы представляли робота Гошу. К итоговой конференции мы его модернизировали и сделали векторный принтер», – поделились юные исследователи. Причем при создании модели работа велась в двух направлениях. Одна группа собирала конструкцию принтера так, чтобы та правильно крутила бумагу и не зажевывала ее. Вторая часть лаборатории занималась программированием. Причем многие ребята в Летней школе начали изучать его именно здесь. Робот-принтер «Гоша» запрограммирован запускать мотор, двигать перо, опускать головку и печатать на бумаге. Несколько мгновений, и «Гоша» выводит на бумагу фразу «Лаборатория Z+».
Подводя итог Летней естественнонаучной школы, руководитель делегации педагогов из Новосибирска Марина Шапор сказала, что «нам хотелось показать ребятам, что работать в лабораториях, заниматься наукой очень интересно». Проректор КОИРО Людмила Евдокимова поздравила ребят с окончанием смены и отметила, что «здесь (в Центре развития одаренных детей в рамках Летней школы «Лаборатория Z+» – прим. ред.) участники провели очень плодотворные творческие десять дней. «Нам приятно видеть, как вы (участники Школы – прим. ред.) меняетесь и становитесь все лучше и лучше, мотивированы к получению знаний», – заключила Людмила Анатольевна. Экспертное жюри, подводя итоги, отметило, что участникам Школы по-настоящему повезло. Благодаря представившейся возможности многие ребята впервые прикоснулись к науке, к исследовательской деятельности и почувствовали их сладостный вкус.
А вечером всех участников Летней школы ждала торжественная церемония закрытия. Воспитатели Центра вместе со своими воспитанниками представили настоящее театрализованное представление, героем которого, как и на открытии Школы, стал аленький цветочек. По сюжету он возвращается домой из Центра, с горы знаний. И вместе с остальными участниками Летней школы отправляется в удивительный мир телепередач. Здесь и герои программ о здоровье, декламирование стихов на канале «Культура», а также исполнение песен и танцевальных номеров.
До новых встреч в Центре развития одаренных детей, дорогие педагоги и участники Летней естественнонаучной школы «Лаборатория Z+».