27 июля – заключительный день Летней естественнонаучной школы «Лаборатория Z+» – стал очень насыщенным. Утром прошел «Турнир Z+», в течение дня состоялась итоговая конференция Школы, а вечером – торжественное закрытие смены. Подробней об этом читайте дальше.

В течение 10 дней работы Школы все ее участники посещали теоретические курсы «Турнира Z+». В заключительный день преподаватели из Новосибирска предложили ребятам принять участие в командных соревнованиях. Каждый преподаватель восьми лабораторий подготовил для своих воспитанников задачи по физике, математике, химии и программированию соответственно. Всего каждой команде за 1,5 часа предстояло решить 24 задачи. «Команды получают задачи сразу по нескольким предметам. Каждый участник в течение работы Школы прослушал свои курсы «Турнира Z+». Ребятам нужно понять, из какого курса задачи, верно распределить между собой и, конечно, все правильно решить. При этом «Турнир» это командное соревнование», отметила преподаватель лаборатории «Краски своими руками» Дарья Зверева. По итогам соревнований, набрав свыше 400 баллов из 800 возможных, победу одержала лаборатория «Водяная ракета», следом в турнирной таблице распределились лаборатория «Роботы и люди», третье место заняла команда «Математический томограф».

Пока эксперты оценивали результаты «Турнира Z+», в конференц-зале началась итоговая конференция Летней естественнонаучной школы. Ее почетными гостями стали заместитель министра образования Калининградской области Светлана Шишко, а также проректор, исполняющая обязанности ректора Калининградского областного института развития образования Людмила Евдокимова. Кроме того, в работе Школы приняли участие и преподаватели-предметники Калининградской области. Трое педагогов  нашего региона работали с ребятами в лабораториях в Летней школе, а порядка 20 сегодня приехали в Центр развития одаренных детей и стали экспертами проектов, представленных ребятами на итоговой конференции.

Первой результаты своей работы представила лаборатория «Рычаги и блоки». За 10 дней Летней школы участники на практике освоили теоретический курс на практике. За время работы в лаборатории ребята сделали весы своими руками и, используя различные системы рычагов и блоков, добивались преимущества в силе. А в один из дней они сделали конструкцию, которая поднимает даже человека.

Юные исследователи лаборатории «Автомобиль на пневмоприводе» с удовольствием продемонстрировали созданную своими руками машину. «Конечно, не все получилось сразу», – признались участники лаборатории. При создании автомобиля ребята использовали пенопласт для создания корпуса машины, воздушные шарики в качестве пневмопривода, а также скотч, клей и некоторые другие инструменты. «Сначала наш автомобиль переворачивался или проезжал совсем чуть-чуть, – делятся юные исследователи, – но мы нашли оптимальные параметры, и в результате добились хорошего результата. Наш автомобиль проехал 28 метров».

Участники лаборатории «Водяная ракета» продемонстрировали решение еще одной сложной задачи.  «Наш проект – это ракета, топливом для которой служит вода», – отметили юные исследователи. За работой этой лаборатории следили все участники Летней школы. За 10 дней ребята неоднократно устраивали опытные запуски ракет. А лучшим результатом полета стала взятая ракетой высота 33,5 метров.

Химики из лаборатории «Краски своими руками» не только рассказали, как они получали пигменты, но также продемонстрировали созданные ими краски. Коричневый, сине-зеленый, желтый, красный, белый – и у каждого своя химическая формула получения. «Краски мы получали несколькими способами. Мы брали неорганические соединения и получали из них готовые пигменты. Используя метод экстракции мы получали краски из обычного листа крапивы. Заливали его этиловым спиртом и настаивали в течение суток, получая зеленый красящий пигмент. И еще один способ, который мы использовали, – это отвары из корней растений. Например, к девясилу или чистотелу добавляли специальные закрепители и получали красители», – рассказала заведующая лабораторией, студентка химического факультета Новосибирского государственного университета Дарья Зверева. За время Школы участники лаборатории научились получать 7 цветов, используя различные способы.

В лаборатории «Клеточный автомат» участники развивали логическое мышление и проводили исследования.  Клеточный автомат – это способ математического моделирования, в первую очередь, разных процессов, отражающих «жизнь. В рамках работы лаборатории ребята моделировали «жизнь» бактерий и наблюдали, как они развиваются в течение времени. «Мы меняли такой параметр, как, например, потребность в пище и следили за тем, какая из двух колоний выживет», – поделились юные исследователи.

Участники лаборатории «Сигвей» подготовили к итоговой конференции сразу несколько проектов – роботов. Первый благодаря датчикам света в нужный момент останавливается и не падает со стола. Второй поворачивает влево или вправо в зависимости от нажатия соответствующей кнопки. Также за время работы Летней школы ребята запрограммировали робота, который едет по заданной траектории, собрали модель электрогитары и, наконец, сделали сигвей – электрический самокат на двух колесах, который балансирует и держит равновесие благодаря использованию датчиков света.

А юные исследователи из лаборатории «Дискретная томография» теперь могут узнать, что и как расположено в коробке, не заглядывая в нее. «На первом занятии мы попробовали трясти коробку, потом протыкали ее ручками. Теперь же благодаря математике мы знаем другой способ», – начали свой доклад участники лаборатории.  За время Летней школы ребята научились решать задачи дискретной математики с помощью теории графов, а также написали несколько компьютерных программ, которые в конечном итоге визуализируют расположение кубиков в коробке. Кстати, некоторые участники в Летней школе впервые познакомились с компьютерным языком «Паскаль» и теперь обладают знаниями, чтобы писать программы.

Участники лаборатории «Роботы и люди» на конференции продемонстрировали созданный собственными руками принтер. «23 июля на предметной ярмарке мы представляли робота Гошу. К итоговой конференции мы его модернизировали и сделали векторный принтер», – поделились юные исследователи. Причем при создании модели работа велась в двух направлениях. Одна группа собирала конструкцию принтера так, чтобы та правильно крутила бумагу и не зажевывала ее. Вторая часть лаборатории занималась программированием. Причем многие ребята в Летней школе начали изучать его именно здесь. Робот-принтер «Гоша» запрограммирован запускать мотор, двигать перо, опускать головку и печатать на бумаге. Несколько мгновений, и «Гоша»  выводит на бумагу фразу «Лаборатория Z+».

Подводя итог Летней естественнонаучной школы, руководитель делегации педагогов из Новосибирска Марина Шапор сказала, что «нам хотелось показать ребятам, что работать в лабораториях, заниматься наукой очень интересно». Проректор КОИРО Людмила Евдокимова поздравила ребят с окончанием смены и отметила, что «здесь (в Центре развития одаренных детей в рамках Летней школы «Лаборатория Z+» – прим. ред.) участники провели очень плодотворные творческие десять дней. «Нам приятно видеть, как вы (участники Школы – прим. ред.) меняетесь и становитесь все лучше и лучше, мотивированы к получению знаний», заключила Людмила Анатольевна. Экспертное жюри, подводя итоги, отметило, что участникам Школы по-настоящему повезло. Благодаря представившейся возможности многие ребята впервые прикоснулись к науке, к исследовательской деятельности и почувствовали их сладостный вкус.

А вечером всех участников Летней школы ждала торжественная церемония закрытия. Воспитатели Центра вместе со своими воспитанниками представили настоящее театрализованное представление, героем которого, как и на открытии Школы, стал аленький цветочек. По сюжету он возвращается домой из Центра, с горы знаний. И вместе с остальными участниками Летней школы отправляется в удивительный мир телепередач. Здесь и герои программ о здоровье, декламирование стихов на канале «Культура», а также исполнение песен и танцевальных номеров.

До новых встреч в Центре развития одаренных детей, дорогие педагоги и участники Летней естественнонаучной школы «Лаборатория Z+».

_MG_6054 _MG_6023 _MG_6029 _MG_6033 _MG_6035 _MG_6043

 

Аватар

От szahlinyuk