19 декабря 2020 года состоялся муниципальный этап всероссийской олимпиады школьников по информатике и информационно-коммуникационным технологиям.

В олимпиаде по информатике и ИКТ приняли участие 258 школьников с 7 по 11 класс общеобразовательных организаций нашего региона. Это на 17 участников меньше, чем в прошлом году. Самое большое количество участников – среди десятиклассников (78 человек).

Наибольшее количество участников олимпиады из г. Калининграда,  Советского, Светловского и Балтийского городских округов. Увеличилось количество участников от города Калининграда — 117 школьников,  Балтийского городского округа — 15 школьников, Черняховского городского округа — 14 школьников, Багратионовского городского округа — 7 человек, Пионерского городского округа — 6 человек.

Среди участников олимпиады по экономике 16 воспитанников  ГАУ КО ОО ШИЛИ.

Олимпиадные задания по информатике и ИКТ разработаны региональной предметно-методической комиссией, которую возглавляет Драганов Андрей Викторович — заместитель директора, учитель информатики МАОУ лицея № 18 г. Калининграда.

17 декабря 2020 года проводился пробный тур для участников муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников по информатике. Пробный тур проводился, чтобы все участники и муниципальное жюри имели возможность познакомиться с проверяющей системой, проверить настройки оборудования, корректность установки программного обеспечения и др.

Продолжительность тура – 1 час. Тур проводился виртуально в любое время дня, отведенного под него. У каждого участника старт тура начинался в момент входа в систему Я.Контест.

На компьютере заранее устанавливались языки программирования, выбранные участником олимпиады из фиксированного списка.

Муниципальный этап проводился в один тур продолжительностью 3 часа 55 минут.

Этап проводился на разных наборах задач для учащихся 7-8 и 9-11 классов. Учащиеся 7-8, а также 6, 5 и т.д. классов имеют право решать набор задач для 9-11 классов, соответственно при удачном выступлении они проходят в региональный этап.

Олимпиада по информатике и ИКТ обычно начинается с входа на стартовую страницу соревнования, вводится логин и пароль участника. При нажатии кнопки «стартовать виртуальное соревнование» участник запускает свой личный таймер учета времени (по команде организатора олимпиады участники стартуют виртуальный тур).

Уходя с олимпиады, участник олимпиады получает логин и пароль на руки. По ним он имеет доступ к дорешиванию. Доступ открывается не позднее чем через один день после олимпиады. При этом участник имеет доступ ко всем своим посылкам. Также открыт доступ к тестам.

Подробнее о проведении олимпиады в Калининградской области рассказал председатель предметно-методической комиссии Драганов Андрей Викторович: 

«В этом году у нас 2 комплекта задач — для учащихся 7-8 и 9-11 классов. Главная задача тестов олимпиады — проверить наличие элементарных знаний по программированию. Очень важна базовая подготовка участника по математике, заодно проверяется смекалка.

Участники пишут программу и перед ними стоит много задач: разобраться с форматом ввода и вывода информации, с описанием заданий на русском языке (предложения могут быть витиеватыми), с большими условиями задачи, из которых надо вычислить математическую модель. Условия задачи могут быть на страницу А4 и это выглядит устрашающе. Есть задачи, описанные лаконично как в математике, в том числе. При этом, участник не обязан решить всю задачу правильно. 

Машина в слепую проверяет тест: участник решает вопрос, а в это время машина сверяет ответ школьника с эталонным ответом. Таким образом, на выходе мы получаем слепое тестирование, в котором сохраняется все же много нюансов. Очень важно серьезно проработать математическую часть задачи.

В некоторых случаях возможно решить задачу простым перебором вариантов. Или школьники  могут просто додуматься до решения — написать формулу в одно действие. Знание математики и алгоритмов дает больше шансов для успешного выполнения заданий в олимпиадном программировании.

Все задачи построены по одному шаблону: 22 теста, 2 открытых условия,  2 скрытых условия. За каждый правильный ответ участник получает 5 баллов. Эти задачи — аналог того, что предполагается на региональном этапе.

Для успешного прохождения олимпиады также важна техническая подготовка участника. В Калининградской области есть Яндекс.Лицей и ИТ-школа Samsung, которые готовят школьников в технической части программирования. 

Говоря о будущей карьере школьников, изучающих программирование, важно отметить необходимость знаний в обеих областях (математике и технических знания в программировании). 

Перекос в знаниях по одному из направлений нежелателен и может доставить трудности при трудоустройстве. Если школьник увлечен олимпиадным программированием и ему не нравится техническое программирование — он идет в науку, создает новые продукты в корпорациях в Яндексе, Oracle. В Google  работают бывшие школьники, кто проходил олимпиадную подготовку.

При техническом программировании легче устроится, так как эта ниша достаточно большая. Калининградская область позволяет школьникам развиваться в этом направлении дальше. Во многие кампании, в Google и Яндекс в частности, берут людей, которые легко решают олимпиадные задачи. Они являются частью тестирования при приеме на работу на позиции программистов и разработчиков. Соискатель может быстро кодить, писать  алгоритмы для решения задач.

Особенность олимпиады — это то, что она полностью автоматизирована. Участники видят результаты сразу и понимают на что они могут рассчитывать в ходе олимпиады. Существует опция “дорешения задач”. Все открыто для участников после олимпиады — логины и пароли ребята забирают с собой. И таким образом, они могут проходить олимпиаду несколько раз. Уже дома участник сможет увидеть, что это был за тест и проанализировать информацию, которая была в условиях, а также скрытую часть задания. В итоге проработанными будут и тест, и правильный ответ, и какой результат дала их программа. Следующий этап — уже дописывают необходимую информацию.

В олимпиаде применяется такой методический прием, как “обучение на ошибках”. Участник видит, где ошибся и не досмотрел, впоследствии дорабатывает материал. И так происходит совершенствование в программировании.

С первого раза почти невозможно написать программу. Со второго раза могут написать ее “сильные” участники, более слабые смогут написать программу с 5-7 попытки. Это отличная возможность участника — прорешать задачу несколько раз и повысить свой уровень.

Апелляций в таком формате олимпиад почти нет. Способ проведения олимпиады позволяет проверить участнику все самостоятельно с первых шагов. Единственное исключение может быть в использовании участником каких-либо новинок, компиляторов или функций, которые не установлены у нас. Тогда можно подать апелляцию. В таком случае устанавливается современный компилятор или новая версия языка программирования и все проверяется заново. 

Участники на олимпиаде могут задавать вопросы. Существует 4 опции ответа: “да”, “нет”, “читай условия задачи” и “без комментариев”.

Если дается развернутый ответ, то он виден всем участникам соревнования. Система беспристрастна. Мы не видим, кто скрывается за логинами. Вариант, что кто-то будет судить нечестно не допустим. В олимпиаде используется два типа мониторов: один выносит вердикт поломки (к примеру, 0 баллов по решению задачи, а участник сообщает о нормальной работе) и мы просматриваем код в таком случае. На ходу происходит пересчет. Второй монитор направлен на участника и изучает баллы, набранные за весь ход олимпиады.

У заданий разная степень сложности. Все 100 баллов за комплект заданий получают в среднем 2-3 человека. В этом году 2 одиннадцатиклассника набрали 600 баллов. Очень много участников, кто не ушел с олимпиады с 0 баллов. Это говорит об интересе к олимпиаде и задачам. Есть участник, который за минуту до конца олимпиады закончил задание. Кто-то может набрать всего 20 баллов на третьем часу олимпиады, кто-то 50 баллов — но это все показатель заинтересованностиу частников в выполнении заданий.

В течение 4 часов школьники находиться в серьезном напряжении и получает удовольствие от процесса работы — это показатель работы и команды составителей олимпиады. В этом году была большая команда создателей и мы довольны получившимися результатами. 

172 участника 9-11 классов явились на олимпиаду очно. 140 участников ушло с баллами выше 0. Все меньше участников, которые оказываются на олимпиаде случайно и не понимают, что они здесь делают.  

На региональном этапе мы видим участников, кто самостоятельно изучает языки программирования. Python очень популярен и в математике, и в программировании, а также в других областях (HTML — разработки, астрономия и т.д.). Он нужен и школьники самостоятельно его осваивают и идут вперед»

 

Школьники, получившие на олимпиаде по информатике и ИКТ установленное Министерством образования Калининградской области количество баллов, станут участниками регионального этапа олимпиады, который пройдет в период с января-февраля 2021 года.

На сайте «Школьные олимпиады Калининградской области» (https://olymp.baltinform.ru) уже можно ознакомиться с результатами муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников по английскому языку (письменный тур). По информатике и ИКТ с результатами олимпиады можно будет ознакомиться 24 декабря 2020 года.

Аватар

От szahlinyuk