Пожалуй, тема одаренности сейчас является одной из самых актуальных в мире образования. Для детей с особенными способностями открывают новые школы и центры, научное сообщество проводит теоретические исследования, а практики изучают таланты и достижения одаренных детей. Родители также прикладывают максимум усилий, чтобы их чадо непременно стало «одаренным». Но можно ли развить это как навык или это врожденный дар? Кто такие одаренные люди? Мы собрали все самые распространенные мнения об одаренности и попросили прокомментировать их психолога, кандидата педагогических наук, доцента кафедры педагогики и образовательных технологий, координатора по работе со студентами Высшей школы педагогики БФУ им. И. Канта Александру Сергеевну Зёлко.  О том, что такое одаренность, какова разница между высоко мотивированными и одаренными людьми, можно ли развить свой талант, вы узнаете из этого материала. 

DSC_2559 DSC_2560 DSC_2565

ВВЕДЕНИЕ: Что такое одаренность?

Одаренность – это системное, развивающиеся в течение жизни качество психики, которое определяет возможности достижения человеком исключительно высоких результатов в одном или нескольких видах деятельности.

То есть одаренность – это те проявления человека, которые отличают его от других в какой-либо деятельности.

 

СУТЬ ВОПРОСА: Какая разница между высоко мотивированными и одаренными людьми?

Одаренность и мотивированность на самом деле между собой не связаны. И, наверное, главная проблема заключается в том, что одаренные люди в целом менее мотивированны, по сравнению с теми, кто не выделяется какими-то особенностями. Это же правило действует и наоборот. По теории Алфреда Адлера «Комплекс неполноценности», человек, у которого «западают» какие-то достоинства, компенсирует их повышением мотивации, то есть прикладывает все усилия, чтобы достичь более высокого результата. Поэтому всегда обидно, когда видишь в ребенке какие-то задатки, таланты, но нет мотивации к их реализации.

 

МИФ ПЕРВЫЙ: Чтобы стать одаренным, не обязательно иметь склонности к чему-то. Одаренность можно развить как навык.

Мысли ученых по этому вопросу  расходятся.

Одни придерживаются теории, что одаренность – это то, что можно развить у любого ребенка. И этому даже есть реальные подтверждения. Так, учитель из Венгрии Ласло Полгар, который поставил эксперимент на своих дочерях, доказал всему миру, что женщин можно научить играть в шахматы не хуже, чем мужчин. До этого считалось, что игра в шахматы – прерогатива мужчин, так как у них лучше развито пространственное мышление. Он высказал мнение, что для достижения больших результатов, нужно всегда мериться силами с сильнейшими. Поэтому его дочери выступали преимущественно в мужских турнирах, что вначале не очень одобрялось Венгерским шахматным союзом, но эксперимент господина Полгара доказал, что нет ничего невозможного.

Другие говорят, что если Бог не наделил  даром, то и нечего человека мучить.

Но все ученные приходят к единому мнению, что одаренность – это комплекс факторов, в который входит и наследственность, и социальная среда. Это значит, что генетически ребенок может унаследовать от родителей какой-то дар, например, музыкальный, но это невозможно определить, если ребенок даже не видел музыкальных инструментов. В качестве примера можно привести Марию Кюри. Ее интерес к математике появился после того, как она начала изучать лекции по математике, которые были приклеены вместо обоев. Ее семья жила очень бедно, и средств на обычные обои не было.

Только социальная обусловленность помогает раскрыть те самые способности, которые есть у человека.

 

МИФ ВТОРОЙ: Одаренные люди всесторонне развиты.

Нужно начать с того, что есть общая и специальная одаренность. И ученные ставили очень много экспериментов, чтобы выяснить: правда ли, что талантливый человек талантлив во всем. Научно обоснованных подтверждений этому нет, но статистика показывает, что большинство успешных людей обладают высоким уровнем IQ. Однако если мы говорим о способностях интеллектуальных и творческих, то тут могут быть другие зависимости. Есть исследования, подтверждающие, что человек с высоким уровнем интеллекта может не обладать высоким уровнем творческих способностей и наоборот. То есть, прямой зависимости нет. Однако есть выдающиеся личности, которые выбиваются из общего числа, как, например, Эйнштейн, которого в детстве считали не способным к обучению. При этом отмечу, что, как правило, среди успевающих детей, нет детей с низким интеллектом.

В то же время, среди неуспешных в обучении, есть ребята с высоким интеллектом. Это связанно со многими факторами: подход учителя, условия обучения, соответствие программы интеллекту ребенка и другое. Помимо социальной обусловленности, немалую роль играет внутренний мир ребенка. Если его уровень интеллекта превышает школьную программу, то ему становится не интересно, он уходит  в себя, ищет иные интересы. От  этого страдает дисциплина, отношение учителя, что влечет за собой снежный ком проблем.

Чтобы ребенок не ушел в себя, а, наоборот, раскрылся, для него важен индивидуальный подход, особенная школьная программа и, конечно, больше шансов для реализации. Не менее важной является роль семьи в раскрытии талантов одаренного ребенка. Многие родители привыкли считать, что, отдав свое чадо в школу, там раскроют все его таланты и окажут должное внимание. Однако одаренность – это качество, которое проявляется с детства в определенный период, и, если родители упустили этот момент, то, скорее всего, все задатки будут загублены. Например, способности к рисованию проявляются у детей в 3-6 лет, но если у ребенка в этот период под рукой не было красок или карандашей, то о чем тут можно говорить.

 

МИФ ТРЕТИЙ: У каждого ли человека есть свой дар или есть «бесталанные»?

Если мы говорим об общей одаренности (склонности к обучению, искусству и умственной работе), то есть о среднестатистическом человеке, тогда в той или иной мере она присутствует в каждом. Другое дело, если мы будем рассматривать специальные способности. Например, музыкальные или к математике. Здесь главной проблемой станет трудность выявления данной способности. Как я говорила ранее, даже если в тебе заложены задатки великого музыканта, но ты никогда не видел музыкальных инструментов, то вряд ли узнаешь об этой способности.

 

МИФ ЧЕТВЕРТЫЙ: Многие люди говорят, что одаренные люди асоциальны.

Смотря о каких способностях мы говорим. Есть такой навык, как социальный интеллект. Если он присутствует у человека, то он без труда взаимодействует с обществом, умеет налаживать контакты и успешно взаимодействует с окружающими. По статистике, здоровые люди с высоким интеллектом – это успешные люди, но не стоит забывать и об особых категориях. Часто встречаются дети с психическими заболеваниями или отклонениями, которые проявляют себя в других направлениях. По компенсаторной теории, когда какие-то западающие функции восполняются другими. Но такие случаи все же исключение, нежели правило.

Однако, если ребенок гений, он начинает зацикливаются на какой-то одной сфере, зачастую развивает ее за счет пренебрежения другими. Тогда возможна ситуация, когда функция общения и коммуникабельности может стать той самой западающей.

Если ребенок здоров и рос в нормальных семейных и социальных условиях, у него нет никаких отклонений, то никакая асоциальность и прочее ему не грозят.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ: Какие черты должны присутствовать в образовательном процессе школы, которая позиционирует себя как «школа для одаренных детей»?

Мое мнение как психолога следующее: прежде всего, должна быть дифференциация по сферам одаренности, так как дети одарены в разных направлениях и сферах. Также непременно психолого-педагогическое сопровождение должно быть на уровне. И люди, которые могли бы его осуществлять. Потому что работа с одаренными резко отличается от работы с обычными детьми. Важно раскрыть способности ребенка, но сделать это надо так, чтобы этот процесс приносил радость всем субъектам образовательного процесса!

Опровергала мифы об одаренности

Карина Бульгак,

учащаяся 11 «2» класс МАОУ лицея № 18,

участница потоков

Центра развития одаренных детей

 

 

Аватар

От szahlinyuk