Ярким завершением образовательной программы 10/21 физико-математического потока Центра стал Фестиваль и достижений, который прошел вечером 23 января. Свои исследования и разработки в области энергоэффективности, ИТ-технологий, математики с использованием лингвистического компонента представили  участники первого потока 2015 года. «Легенды математики», «Вечный» фонарик», «Астрономический мир» – лишь некоторые названия проектных идей, которые представили участники потока.

IMG_3345 IMG_3343 IMG_3341 IMG_3339 IMG_3338 IMG_3335 IMG_3332 IMG_3328 IMG_3326 IMG_3325 IMG_3324 IMG_3323 IMG_3319 IMG_3352

 

Треть обучающихся потока, кроме пар, домашних заданий и рейтинговых задач, погрузилась в проектную деятельность. Итогом их работы стали одиннадцать проектных идей, которые на Фестивале идей и достижений представили более сорока школьников.

Экспертами Фестиваля выступили старший методист Калининградского областного института развития образования Светлана Маринова, кандидат физико-математических наук, доцент кафедры высшей математики Калининградского технического государственного университета Александра Вылова, а также преподаватели-предметники и администрация Центра. Гостем мероприятия стал делающий первые, но уже уверенные шаги в науку одиннадцатиклассник ШИЛИ, призер различных физических конкурсов и олимпиад, неоднократный участник физико-математических потоков Центра Иван Хохряков. Кстати, заслуги юного исследователя уже отмечены и на всероссийском уровне. В ноябре 2014 года Иван вместе с еще двумя отличившимися школьниками представлял наш регион на форме «Будущие интеллектуальные лидеры России» в Ярославле, а по его итогам был отмечен в номинации «За умение соединить порванную цепь времен».

Всего за неделю, отведенную на поток, калининградцы Анастасия Алтунина и Ксения Марчук из гимназии № 32, Мария Городкова из лицея № 23, а также Екатерина Данилова из гимназии № 22 и Владислав Коваленко из лицея № 18 разработали и представили математический календарь.

Сайт со звучным названием «Английский язык в фактах и цифрах», где будут представлены  математические задачи, хотят разработать Павел Остапук, Кирилл Расщепкин и Павел Якубов из МБОУ СОШ № 5 г. Светлого.

Восьмиклассники гимназии № 22 г. Калининграда Елена Антипина, Владислава Баранова, Владимир Герасименко и Елизавета Шпунтенкова обратили внимание, что на игровом рынке практически не представлена математическая тематика и своим проектом «Этимология и математика» предложили восполнить этот пробел. «Мы постоянно пользуемся математикой в жизни, но забываем, откуда произошли многие ее термины», – начали свое выступление участники проектной группы. В предметную викторину ребята включили вопросы по математике, алгебре и геометрии. Так, например, ее участник узнает, что «периметр» произошел от греческого словосочетания «измеряю вокруг». Или, что дробь на всех языках называется «ломанным» числом, потому что термин  произошел от латинского слова frango, что значит «разбивать», «ломать».

Другие представители калининградской гимназии № 22 Евгений Крестников, Вадим Мельников и  Никита Цыплаков презентовали разработанный с помощью конструктора сайтов дизайн и контент будущего приложения для Android «МIТ – сообщения вовремя». Гаджет будет особенно полезен людям, которых только одна мысль о написании поздравительных адресов приводит в ужас. В приложении предусмотрены временная задержка и назначение конкретной даты отправки поздравления, создание черновика сообщения, ручной ввод, а также шаблоны различной тематики.

Авторы проекта «История математики. Хочется прочитать!» Виктория Арбузова, Михаил Буринский и Егор Константинов из лицея № 10 г. Советска считают, что для популяризации чтения научной литературы можно использовать их метод – создавать видео презентации, в которых ярко и наглядно были бы представлены наиболее интересные моменты книг. Первую разработанную видео аннотацию книги «История математики» они представили на Фестивале идей и достижений. Экспертам понравился подход ребят, а преподаватель Центра Юрий  Резниченко отметил, что лично у него желание прочитать представленную книгу появилось.

К проблеме соблюдения норм влажности в помещениях обратились Даниил Грановский и Николай Крымцев из лицея № 10 г. Советска, Анастасия Светошева из гимназии г. Гурьевска, а также калининградцы Николай Соколов из лицея № 18 и Полина Урюпина из лицея № 23. В

рамках проекта «Регион влажности» ребята под руководством преподавателя Центра Марины Шабровой своими руками создали психрометр – прибор, для измерения влажности воздуха и его температуры. Для его создания школьники использовали пластиковую бутылку, два термометра, кусок тряпки, воду, пластилин и таблицу определения влажности. При испарении воды с поверхности влажного кусочка ткани происходит охлаждение термометра. Чем ниже влажность воздуха вокруг, тем быстрее происходит охлаждение. По психометрической таблице, зная показания сухого и влажного термометра, можно определить влажность окружающего воздуха. Усвоив полученный материал, ребята приступили к опытным исследованиям и отправились измерять влажность воздуха в корпусах Центра. С результатами проведенных исследований участники проектной группы сегодня познакомили экспертов и всех обучающихся Центра. «Очень важно, что ребята сделали психрометр сами. В процессе его создания они «прочувствовали» принцип его работы», – прокомментировал преподаватель Юрий Резниченко.

В рамках работы над проектом «Легенды математики» Владислав Буднев из гимназии № 22 г. Калининграда, а также Елизавета Гамзатова, Анастасия Новоковская и Елизавета Пименова из гимназии г. Гурьевска разработали сюжет компьютерной игры. Главный герой – мальчик из нашего времени Вася Петров попадает в прошлое и, чтобы вернуться обратно, ему предстоит выполнить заданий мудрецов древности. Так, в процессе игры индийский математик задаст Васе вопрос: какое волшебное число произошло от понятия «пустота». На следующем уровне Пифагор просит решить задачу, сколько у него было учеников, если половина из них изучает математику, четверть – природу, седьмая часть проводит время в молчаливом рассуждении, а остальную часть составляют три девы. Сегодня авторы проекта представили только несколько вопросов игры, но после того, как разработают все уровни, планируют апробировать ее в своих учебных учреждениях.

Прототип приложения для Android «Играй с умом», которое поможет отвлечься школьникам от игр на смартфонах и больше времени уделять математике представили восьмиклассники лицея № 23 г. Калининграда Сергей Литвинов и Виталий Шахматов. В начале работы приложения родитель устанавливает пароль для входа во все или выбранные им игры на смартфоне своего ребенка. А чтобы войти в игру, школьнику предстоит ответить, в зависимости от «родительских» настроек, на один или несколько вопросов из курса математики. Пользователи приложения нашлись тут же в зале. Все эксперты фестиваля, у которых есть дети, отметили, что с удовольствием бы приобрели такой гаджет.

Под руководством педагога Юрия Резниченко калининградские школьники из гимназии № 32 Владислав Коптев, Егор Мусияченко и Ксения Янкунайте, а также Даниил Каплунов из лицея № 23, София Прохоренко из гимназии № 22 и Дмитрий Сова из лицея № 18 ни много ни мало сконструировали «Вечный» фонарик». Разработанное карманное устройство содержит светодиоды, аккумуляторную батарею  и встроенный генератор, который служит для подзарядки.

Калининградцы Алиса Кононова из гимназии № 32, а также Роман Мамонтов и Сергей Червяков из лицея № 18 под руководством преподавателя астрономии Андрея Соколова подготовили для экспертной оценки проект по созданию астрономических «уголков» в Центре развития одаренных детей. По мысли школьников, в «Астрономическом мире» (именно так они назвали свою проектную идею) должны быть мини планетарий, подвижные карты звездного неба, а также специально отведенная для наблюдений за небесными телами площадка.

И, наконец, заключительную проектную идею Фестиваля – «Идеальное нагревание» – представили Никита Мариевский, Артем Самолыга, Артем Сизых, Тимофей Советников и Данил Терешко из лицея № 18 г. Калининграда. В рамках проектной деятельности восьмиклассники рассчитали, какое количество воды нужно наливать в электрочайник различного объема, чтобы максимально сэкономить энергию. В ходе экспериментов и расчетов школьники выяснили, что при кипячении воды в электрочайнике в среднем теряется 40 % энергии. В частности, в емкости объемом 500 мл оптимально кипятить 200 мл воды.

Подводя итоги Фестиваля идей и достижений, заместитель директора Центра Анатолий Петров поблагодарил авторов проектов и их научных руководителей за интересные исследования и выводы, а также напомнил, что на доработку проектов восьмиклассникам отводится 30 дней. По итогам экспертной оценки будет составлен рейтинг обучающихся, которые смогут приехать на одну из профильных смен Центра летом 2015 года.

Аватар

От szahlinyuk