Среди участников Зимней олимпиадной физико-математической школы очень много талантливых ребят. Один из них – Сергей Зайцев, ставший «серебряным» призером Всероссийского конкурса научно-исследовательских работ им. Д.И. Менделеева в только что начавшемся 2016-м. О том, как удалось десятикласснику написать научную работу на тему, которую изучают уже студенты, что веселого было на конференции, почему математику и шахматы можно считать спортом и многом другом вы узнаете из интервью с Сергеем.

DSC_0342

– Сергей, привет, расскажи о своём проекте на Менделеевских чтениях.

– Мой проект посвящён решению круговых матричных уравнений. Он включал в себя определение матриц, всевозможных действий с ними и само решение матричных уравнений. Также в моей работе была предоставлена новая теорема, с помощью которой можно решить все уравнения данного вида.

– А в какой сфере может быть полезна твоя работа?

– Матрицы распространены в криптографии и в технике. Наша новая теорема [над проектом Сергей работал под руководством Александра Валерьевича Лежнина – старшего преподавателя Института прикладной математики и информационных технологий БФУ им. И. Канта, куратора  региональной программы по олимпиадной подготовке по направлению «Математика»] дает решение всем матричным уравнениям, мы смогли найти абсолютно все решения. Раньше этого не было, приходилось производить множество вычислений и как говорится «идти в лоб», не было никакого «хитрого» способа для быстрого решения. А мы создали теорему, благодаря которой можно найти все решения данного уравнения.

– По итогам Чтений ты получил серебряную медаль?

– Да, не хватило полбалла для победы. Мне кажется, что не до конца поняли мою тему, так как все вопросы, которые я услышал, в принципе были на тему: «А что это вообще такое? А зачем это нужно?». Но после я подошёл к жюри и пояснил несколько моментов. Изначально мне даже меньше поставили баллов, но всё-таки меня услышали.

3 4

– А сколько участников было в вашей секции?

– Всего было 30 участников, в том числе 4 человека из Калининграда.

– Ты в первый раз участвовал в конференции?

– Да, мне очень понравилось, огромное количество ярких эмоций и множество новых знакомств. Мне понравилась сама компания. Мы ведь ехали все вместе из самого Калининграда, а в Москве познакомились с ребятами из множества регионов страны. Мы впервые друг друга видели и рассказали столько всего о себе, про свои школы, проекты, немного смеялись над другими работами.

– А что же вас рассмешило?

– К примеру, опыты на мыле – это одна из работ по экономике. Конференция была разделена на несколько секций: математика, физика, информатика, экономика и так далее. И вот, в разделе экономики были представлены два проекта с несколько сомнительными и забавными названиями. Мне, например, запомнились: опыт над мылом и полиэтилен.

–  Долго ли вы готовили ваш проект, как вообще родилась его идея?

– Проектом мы занимались полгода. Идея, хм… Сидели изучали матрицы, наткнулись на уравнение. Сначала мы с ним ничего не могли сделать, а потом пришла идея: почему бы просто взять и не решить его.

– А в каком классе изучают матрицу?

– На первом курсе.

– Как так получилось, что десятиклассник задумался о матрице, обогнав программу на два года?

– Под контролем папы решал различные уравнения, и попалось похожее. Оно же и дало низкий старт моему проекту.

– Ты с детства любишь математику?

– Не то чтобы люблю… решаю. А если точнее, тесно с ней связан.

– Какие планы на будущее: уравнение решено, теорема доказана, планируешь дальше заниматься матрицами?

– Да, есть желание дальше развивать этот проект, разные группы Галуа этих матриц.

– Сергей, напомни, пожалуйста, сколько раз ты был в Центре развития одаренных детей?

– Я тут четвертый раз. Сейчас идет Зимняя физмат школа,  также я был на летней, на потоке и еще осенью приезжал на поток знатоков игры «Что? Где? Когда?». Мне здесь очень нравится. Ребята все такие умные и преподаватели замечательные.

– Летняя физмат школа отличается от Зимней?

– Ощущается разница, совершенно другие программы и темы, хотя преподаватели математики одни и те же.

– Ты чем-нибудь увлекаешься помимо математики?

– Я увлекаюсь шахматами, в них я очень преуспел. Занимал 13 место во всей стране, когда жил уже в Ирландии.

– А сейчас ты занимаешься шахматами?

– Нет, я как-то пришёл в один из центров нашего города, увидел учеников, обыграл учителя и ушёл. Дома иногда играю, но реже. Сейчас игра в основном с друзьями из Ирландии, с которыми ходил там на шахматы.

– В Калининграде ты четыре года…Ты по-прежнему поддерживаешь связь со своими друзьями?

– Общаемся по «Скайпу», иногда сыграем одну-другую «партейки».

– Не могу не задать этот вопрос. Ты учился за границей. 4 года в Калининграде. Как тебе система образования?

– Кардинальным образом отличается, в частности, в математике. В Ирландии преподавание математики достаточно сильно отстает. Их темы 6-го класса у нас проходят в 4-м. Правда они дольше учатся.

– Ты достаточно долго прожил в Ирландии. Как так получилось, что у тебя высокий уровень математики?

– У меня сейчас очень хороший учитель по алгебре.

– А, когда ты приехал, тебе было сложно влиться в коллектив?

– Нет, меня как-то сразу приняли, я достаточно общительный, мне было несложно.

– Кроме Менделеевских чтений, ты принимаешь участие в олимпиадах?

– Пару раз по математике, но пока не особо успешно, если честно. Мало практики. Для участия в олимпиадах нужен особый склад ума. Я думаю, он у меня есть, но мне не хватает математического опыта.

– Я знаю, что математики-«олимпийцы» используют специальные трюки. Что это за трюки?

– Это очень похоже на шахматы, сразу можно заметить комбинацию, которую ты знаешь. Увидел комбинацию – подставляешь формулу, и решение дается легко. Трудно быстро увидеть комбинацию, поэтому и нужен опыт.

– А, как ты считаешь, шахматы – это тоже спорт?

– Уверен, что да.

– Ты видишь себя в дальнейшем математиком или кем-то другим?

– Скажем так: моя профессия будет очень связана с математикой. В частности, я бы хотел пойти в ФСБ, но заниматься компьютерной безопасностью.

– Почему именно ФСБ?

– Звучит солидно… непосредственная связь с государством. А так…если бы не проблемы со зрением, я бы хотел отдать долг Отечеству, стать военным. Изначально была мысль пойти в кадетски корпус, но здоровье не позволило.

– А с чем связано такое желание?

– Думаю, потому что дедушка военный. Я проводил с ним много времени. Кстати, дедушка тоже сильный математик. Папа любит рассказывать историю, как дед поступил в университет, и ему по ошибке дали работу за 4 курс. И он решил её на «Отлично».

– Сергей, спасибо за интересную беседу! Успехов тебе и новых побед!

1

Спасибо за помощь в подготовке интервью юнкору Иде Башкатовой. 

Аватар

От szahlinyuk