В олимпиаде по английскому языку приняли участие 1522 школьника с 7 по 11 класс общеобразовательных организаций нашего региона. Это на 21 участника больше, чем в прошлом году. Самое большое количество участников – среди восьмиклассников (398 человек).
Наибольшее количество участников олимпиады из г. Калининграда, Гурьевского, Черняховского, Балтийского и Советского городских округов. Увеличилось количество участников от города Калининграда — 649 человек, Гурьевского городского округа — 125 школьников, Багратионовского городского округа — 33 школьника.
Среди участников олимпиады по немецкому языку 80 воспитанников ГАУ КО ОО ШИЛИ и 1 воспитанник ГБОУ КО кадетской школы-интерната «Андрея Первозванного Кадетский морской корпус».
Олимпиадные задания по английскому языку разработаны региональной предметно-методической комиссией, которую возглавляет Локша Оксана Михайловна — кандидат педагогических наук, доцент Института образования БФУ им. И. Канта.
Для обеспечения комплексного характера проверки уровня коммуникативной компетенции участников рекомендуется проводить муниципальный этап олимпиады по четырем конкурсам в 7-8 классах и по 4 конкурсам 9-11 классах:
- конкурс понимания устной речи (Listening)
- конкурс понимания письменной речи (Reading)
- лексико-грамматический тест (Use of English)
- конкурс письменной речи (Writing).
Тематика текстов олимпиады связана с образованием, выбором профессии и жизнью молодого поколения, с актуальной социокультурной ситуацией в России или странах изучаемого языка, поэтому их адекватное понимание требует от конкурсантов владения социокультурной и социолингвистической компетенциями на проверяемом уровне сложности.
Рекомендуемая общая продолжительность всех четырех (пяти) конкурсов:
- для 7-8-х классов – 135 минут;
- для 9-11-х классов – 135 минут (из них 12 минут раздел «говорение»).
В связи с недопущением распространения новой коронавирусной инфекции олимпиада по английскому языку была проведена в один день с использованием только письменного тура.
Страноведческий компонент олимпиадных заданий направлен на проверку не только языковой компетенции, но, в большей мере, общего кругозора учащихся. Темы могут касаться культурных аспектов, науки, географии, экономики, литературы и т.п. всех стран изучаемого языка.
Текстовые материалы страноведческого характера могут включать материалы о России (истории, культуре и географии).
При подготовке олимпиадных заданий для муниципального этапа региональная предметно-методическая комиссия ориентируется на шестиуровневую модель компетенций, предложенную Советом Европы.
- для 7-8 классов – B1- B1+
- для 9 — 11 классов – B2 – B2+
Об особенностях олимпиады по английскому языку в этом году рассказала председатель региональной предметно-методической комиссии — Локша Оксана Михайловна: «Задача олимпиады по английскому языку — выявить уровень владения языковыми средствами, показать общую эрудицию участника, а также его знания о культуре, географии, литературе англоговорящих стран. То есть, школьнику необходимо показать достаточно широкий кругозор по различным аспектам знаний.
Отличительная особенность олимпиады по английскому языку — это отсутствие стандартных форматов. Участнику приходится проявлять себя с самых разных сторон и показывать нестандартные умения и знания, не только языковые.
Задания олимпиады уходят от четких рамок — необходимо проявлять креативность в ответах, осуществлять поиск решений, действовать в нестандартных ситуациях. И, конечно же, уровень владения языком должен быть высоким.
С каждым годом мы наблюдаем увеличение количества участников. Учащиеся понимают, что олимпиада — это трамплин для развития, точка роста. Олимпиадные испытания помогают понять куда стремиться дальше школьнику. Участие в соревнованиях такого уровня — это стресс. И немаловажно, что чем больше участников, тем выше уровень владения языком.
Надо понимать, что к олимпиадам готовятся серьезно и заранее. Рекомендую всем, кто пройдет в региональный этап, как можно больше читать, исследовать различную литературу. К примеру, на муниципальном этапе в страноведческом компоненте олимпиады темы не назначаются. Но предполагается наличие высоких знаний по географии Северной Америки, Австралии, Великобритании, всех англоговорящих стран.
В этом году участникам предстояло показать эрудицию в вопросах литературы. Необходимо знать значительное количество писателей, их произведений, помнить сюжетную линию и главных героев. В задании на сопоставление автора, произведения и литературного персонажа это особенно ярко прорисовывается. Невозможно правильно ответить на вопросы, если ты не знаешь само произведение и его создателя.
В тестовых заданиях необходимо показать, в первую очередь, знание специфических языковых тонкостей, больше исключений из правил, нежели сами правила и их употребление. То есть, участнику олимпиады просто необходимо развивать общий кругозор по многим предметам и готовиться серьезно заранее».
Напутственные слова всем участникам олимпиады по английскому языку выразил Ершов Петр Александрович — заместитель директора по научно-методической работе ГБУ КО НОО Центра развития одаренных детей: «Олимпиада по английскому языку это отличный способ проверить свои знания и умения по этому предмету. Английский язык на сегодняшний день — это язык на котором говорит практически весь мир, язык на котором говорит наука, поэтому, если ты его понимаешь, то тебе открываются двери к огромному количеству информации в ее первозданном виде.
Как говорил знаменитый британский философ Людвиг Витгенштейн: “The limits of my language mean the limits of my world”.
Поэтому от своего имени я хочу пожелать всем участникам олимпиады по английскому языку продолжать совершенствоваться и преодолевать “границы своего мира!».
На сайте «Школьные олимпиады Калининградской области» уже можно ознакомиться с результатами муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников по математике и технологии. По английскому языку с результатами олимпиады можно будет ознакомиться 18 декабря 2020 года.
Следующая олимпиада состоится 16 декабря 2020 года по экологии.
Справочно: в 2019 году в олимпиаде по экологии приняли участие 1060 человек.