Среди участников Зимней олимпиадной физико-математической школы очень много талантливых ребят. Один из них – Сергей Зайцев, ставший «серебряным» призером Всероссийского конкурса научно-исследовательских работ им. Д.И. Менделеева в только что начавшемся 2016-м. О том, как удалось десятикласснику написать научную работу на тему, которую изучают уже студенты, что веселого было на конференции, почему математику и шахматы можно считать спортом и многом другом вы узнаете из интервью с Сергеем.
– Сергей, привет, расскажи о своём проекте на Менделеевских чтениях.
– Мой проект посвящён решению круговых матричных уравнений. Он включал в себя определение матриц, всевозможных действий с ними и само решение матричных уравнений. Также в моей работе была предоставлена новая теорема, с помощью которой можно решить все уравнения данного вида.
– А в какой сфере может быть полезна твоя работа?
– Матрицы распространены в криптографии и в технике. Наша новая теорема [над проектом Сергей работал под руководством Александра Валерьевича Лежнина – старшего преподавателя Института прикладной математики и информационных технологий БФУ им. И. Канта, куратора региональной программы по олимпиадной подготовке по направлению «Математика»] дает решение всем матричным уравнениям, мы смогли найти абсолютно все решения. Раньше этого не было, приходилось производить множество вычислений и как говорится «идти в лоб», не было никакого «хитрого» способа для быстрого решения. А мы создали теорему, благодаря которой можно найти все решения данного уравнения.
– По итогам Чтений ты получил серебряную медаль?
– Да, не хватило полбалла для победы. Мне кажется, что не до конца поняли мою тему, так как все вопросы, которые я услышал, в принципе были на тему: «А что это вообще такое? А зачем это нужно?». Но после я подошёл к жюри и пояснил несколько моментов. Изначально мне даже меньше поставили баллов, но всё-таки меня услышали.
– А сколько участников было в вашей секции?
– Всего было 30 участников, в том числе 4 человека из Калининграда.
– Ты в первый раз участвовал в конференции?
– Да, мне очень понравилось, огромное количество ярких эмоций и множество новых знакомств. Мне понравилась сама компания. Мы ведь ехали все вместе из самого Калининграда, а в Москве познакомились с ребятами из множества регионов страны. Мы впервые друг друга видели и рассказали столько всего о себе, про свои школы, проекты, немного смеялись над другими работами.
– А что же вас рассмешило?
– К примеру, опыты на мыле – это одна из работ по экономике. Конференция была разделена на несколько секций: математика, физика, информатика, экономика и так далее. И вот, в разделе экономики были представлены два проекта с несколько сомнительными и забавными названиями. Мне, например, запомнились: опыт над мылом и полиэтилен.
– Долго ли вы готовили ваш проект, как вообще родилась его идея?
– Проектом мы занимались полгода. Идея, хм… Сидели изучали матрицы, наткнулись на уравнение. Сначала мы с ним ничего не могли сделать, а потом пришла идея: почему бы просто взять и не решить его.
– А в каком классе изучают матрицу?
– На первом курсе.
– Как так получилось, что десятиклассник задумался о матрице, обогнав программу на два года?
– Под контролем папы решал различные уравнения, и попалось похожее. Оно же и дало низкий старт моему проекту.
– Ты с детства любишь математику?
– Не то чтобы люблю… решаю. А если точнее, тесно с ней связан.
– Какие планы на будущее: уравнение решено, теорема доказана, планируешь дальше заниматься матрицами?
– Да, есть желание дальше развивать этот проект, разные группы Галуа этих матриц.
– Сергей, напомни, пожалуйста, сколько раз ты был в Центре развития одаренных детей?
– Я тут четвертый раз. Сейчас идет Зимняя физмат школа, также я был на летней, на потоке и еще осенью приезжал на поток знатоков игры «Что? Где? Когда?». Мне здесь очень нравится. Ребята все такие умные и преподаватели замечательные.
– Летняя физмат школа отличается от Зимней?
– Ощущается разница, совершенно другие программы и темы, хотя преподаватели математики одни и те же.
– Ты чем-нибудь увлекаешься помимо математики?
– Я увлекаюсь шахматами, в них я очень преуспел. Занимал 13 место во всей стране, когда жил уже в Ирландии.
– А сейчас ты занимаешься шахматами?
– Нет, я как-то пришёл в один из центров нашего города, увидел учеников, обыграл учителя и ушёл. Дома иногда играю, но реже. Сейчас игра в основном с друзьями из Ирландии, с которыми ходил там на шахматы.
– В Калининграде ты четыре года…Ты по-прежнему поддерживаешь связь со своими друзьями?
– Общаемся по «Скайпу», иногда сыграем одну-другую «партейки».
– Не могу не задать этот вопрос. Ты учился за границей. 4 года в Калининграде. Как тебе система образования?
– Кардинальным образом отличается, в частности, в математике. В Ирландии преподавание математики достаточно сильно отстает. Их темы 6-го класса у нас проходят в 4-м. Правда они дольше учатся.
– Ты достаточно долго прожил в Ирландии. Как так получилось, что у тебя высокий уровень математики?
– У меня сейчас очень хороший учитель по алгебре.
– А, когда ты приехал, тебе было сложно влиться в коллектив?
– Нет, меня как-то сразу приняли, я достаточно общительный, мне было несложно.
– Кроме Менделеевских чтений, ты принимаешь участие в олимпиадах?
– Пару раз по математике, но пока не особо успешно, если честно. Мало практики. Для участия в олимпиадах нужен особый склад ума. Я думаю, он у меня есть, но мне не хватает математического опыта.
– Я знаю, что математики-«олимпийцы» используют специальные трюки. Что это за трюки?
– Это очень похоже на шахматы, сразу можно заметить комбинацию, которую ты знаешь. Увидел комбинацию – подставляешь формулу, и решение дается легко. Трудно быстро увидеть комбинацию, поэтому и нужен опыт.
– А, как ты считаешь, шахматы – это тоже спорт?
– Уверен, что да.
– Ты видишь себя в дальнейшем математиком или кем-то другим?
– Скажем так: моя профессия будет очень связана с математикой. В частности, я бы хотел пойти в ФСБ, но заниматься компьютерной безопасностью.
– Почему именно ФСБ?
– Звучит солидно… непосредственная связь с государством. А так…если бы не проблемы со зрением, я бы хотел отдать долг Отечеству, стать военным. Изначально была мысль пойти в кадетски корпус, но здоровье не позволило.
– А с чем связано такое желание?
– Думаю, потому что дедушка военный. Я проводил с ним много времени. Кстати, дедушка тоже сильный математик. Папа любит рассказывать историю, как дед поступил в университет, и ему по ошибке дали работу за 4 курс. И он решил её на «Отлично».
– Сергей, спасибо за интересную беседу! Успехов тебе и новых побед!
Спасибо за помощь в подготовке интервью юнкору Иде Башкатовой.