24 октября Центр развития одаренных детей отметил свой первый День рождения. Эта образовательная организация (на базе бывшего круглогодичного детского оздоровительного лагеря «Солнечный берег» в п. Ушаково Гурьевского района) появилась на карте Калининградской области по инициативе губернатора области Николая Цуканова год назад.

IMG_5486 GzxiqeOxXRg IMG_5167 IMG_5191 IMG_5207 IMG_5218 IMG_5221 IMG_5224 IMG_5235 IMG_5241 IMG_5245 IMG_5250 IMG_5271 IMG_5295 IMG_5297 IMG_5343 IMG_5351 IMG_5360 IMG_5382 IMG_5485

Чтобы поздравить образовательную организацию с первым днем рождения, в Центр приехали  первый заместитель министра образования Калининградской области Маргарита Короткевич, проректор Московского педагогического государственного университета, Лауреат премии Правительства РФ в области образования Алексей Коршунов, проректор по научной работе БФУ им. И. Канта Артем Юров, ректор Калининградского областного института образования Лилия Зорькина, директора и заместители директоров школ Калининграда и области – опорных площадок по развитию физико-математического и лингвистического образования, руководители образовательных организаций дополнительного образования города Калининграда и области, руководители организаций партнеров Центра.

На сегодняшних день в Центре развития одаренных детей прошли обучение почти 2000 ребят 7-11 классов (олимпиадники по физике, математике и лингвистике, а также обучающиеся школ – опорных площадок по развитию физико-математического и лингвистического образования, получившие лучшие образовательные результаты по итогам учебного года). Каждый обучающийся в Центре идет по своему индивидуальному образовательному маршруту, выстраивать который в течение этого года помогали свыше  70 педагогов и более 80 воспитателей.

Участниками юбилейного физико-математического потока (20-25 октября) стали свыше 100 восьмиклассников из 8 образовательных организаций Калининградской области: Гурьевская гимназия и «Школа Будущего», лицей № 1 и гимназия № 7 из Балтийска, лицея № 7 и гимназия № 2 из Черняховска, лицей № 10 из Советска, а также школа № 5 из Светлого.

В течение учебной недели обучающихся смогли углубленно изучить предметы физико-математического профиля от лучших педагогов региона – представителей БФУ им. И. Канта, а также Калининградской областного института развития образования. Здесь «Решение олимпиадных задач по комбинаторике и логике», «Геометрия и некоторые типы задач с параметром», «Методы решения творческих и олимпиадных задач по физике», «Математика и физика – от простого к сложному», «Экспериментальные задачи по физике», «Английский язык как 2х2=4», «История и философия научных открытий и технических изобретений», основы программирования и создания компьютерных игр.

Также в Центре реализуется балльно-рейтинговая система оценки знаний обучающихся. Чтобы принять в ней участие, ребятам предлагается решить задачи олимпиадного уровня по математике и разработать проектную идею. Так, в юбилейной потоке ребята представили десять проектных идей. В их числе проект, выполняемый по «заказу» ГУ МСЧ по Калининградской области, над которым под руководством преподавателя Центра Евгения Соловья работают семь школьников из четырех образовательных организаций. Именно поэтому среди членов жюри Михаил Жар – старший инженер аналитического отдела Центра управления кризисных ситуаций, майор внутренней службы ГУ МЧС России по Калининградской области. Авторы проекта разработали прототип интерактивного тренажера «Спасатель 1.0», который поможет огнеборцам отрабатывать тактику тушения пожаров различной сложности, не выезжая на объект. Разработчики настолько заинтересовались проектом, что даже ездили в управление МЧС на консультацию.  Один из разработчиков проекта, обучающийся 4/16 потока Михаил Руденко рассказал, что еще с детства восхищен спасателями. «Моя любовь началась с того момента, когда я впервые сел в пожарную машину, еще в 5 лет. Поэтому когда Евгений Владимирович Соловей предложил разработать тренажер, который поможет в работе пожарных и спасателей, да еще и с использованием компьютеров, я сразу включился в проект», – отметил восьмиклассник. «Представьте: сотрудник МЧС, в нашем случае пожарный, попадает в имитированную программой чрезвычайную ситуацию. Например, на пожар пятиэтажного дома. Чтобы справиться с тушением, пользователь выполняет определенные действия, которые идентичны реальным. Например, ему нужно взять шланг и поставить его в гидрант, побежать в дверь и так далее. Все, как в реальной чрезвычайной ситуации», – рассказал куратор проекта Евгений Соловей.

Другая проектная группа школьников работала над созданием специального подъемника для инвалидов-колясочников. Здесь же и создатели сайта, который облегчит покупку продуктов питания для аллергиков и людей, нуждающихся в особом диетическом меню.

Одним из проектов, который курирует Центр развития одаренных детей еще с прошлого учебного года, является создание электронной книги для слепых и слабовидящих людей, на который обратил внимания губернатор области в свой визит в Центр 27 декабря 2013 года. Работа устройства основана на рельефно-точечном тактильном шрифте Брайля, что позволяет снизить ее стоимость до 18 раз по сравнению с существующими за­рубежными аналогами. Сегодня работы по созданию прототипа электронной книги завершены. Созданное 5-ти-символьное устройство работает от свинцового аккумулятора, способно читать файлы с SD-карты и выводить их на экран.  Несмотря на то, что в мире существуют аналоги электронной книги для слабовидящих и незрячих людей, их стоимость достигает 145 тысяч рублей, тогда как цена разработанного калининградскими школьниками проекта не превысит 8 тысяч рублей. Созданный прототип электронной книги разработчики планируют представлять на научных выставках, что, безусловно, благоприятно скажется и на имидже всей Калининградской области. 23-25 октября прототип книги впервые продемонстрировали широкой аудитории на выставке «Образование и Карьера» в калининградском Балтэкспоцентре.

В поздравительном адресе от заместителя председателя Правительства Калининградской области Алексея Силанова, который зачитал директор Центра развития одаренных детей, отмечается, что «Центр стал площадкой для стимулирования творческой и научной деятельности школьников Калининградской области, наладил сотрудничество с ведущими научно-образовательными центрами нашего региона и другими субъектами Российской Федерации, а также является местом профессионального роста педагогов». Также поздравительные адреса направили  декан факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова Юрий Зинченко, генеральный директор «Центр психологического здоровья» (г. Москва) Наталья Зенцова, Агентство по делам молодежи Калининградской области и другие.

Первый заместитель министра образования Калининградской области Маргарита Короткевич отметила, что «особенность образовательного учреждения в том, что ребята, как из самого Калининграда, так и из сельской местности в Центре получают равный доступ к образовательным услугам».

Присутствующий на церемонии проректор Московского педагогического государственного университета Алексей Коршунов подчеркнул, что «для нас очень важно, что в России появился такой центр. Здесь используются уникальные методики работы с одаренными детьми, реализуются особые образовательные программы и работают прекрасные педагоги.   В ближайшее время мы планируем открыть в нашем вузе кафедру по работе с одаренными детьми на примере опыта как раз этого Центра».

Ректор Калининградского областного института развития образования Лилия Зорькина отметила, что всего за год мечта по созданию такого Центра стала реальностью и пожелала образовательной организации «приростать»  профессиональными кадрами – педагогами, методистами. «Опыт Центра можно тиражировать не только в других регионах России, но даже в зарубежные страны», – заключила Лилия Зорькина.

Проректор по научной работе БФУ им. И. Канта Артем Юров сказал, что «мы живем в потрясающее время, эпоху научной революции. У ребят этого Центра отличный шанс войти в реальную науку, которая создается прямо на наших глазах».

Руководители школы, опорных площадок по развитию физико-математического и лингвистического образования, пожелали, чтобы имена замечательных педагогов Центра и не менее выдающихся учеников были вписаны в историю Калининградской области.

Директор Центра Сергей Гоман поблагодарил гостей за возможность приехать в Центр лично и отметил, что в планах образовательной организации усиление содержания образовательных модулей и улучшение инфраструктуры. «При этом мы находимся в той редкой ситуации, когда  нам все помогают: опорные площадки, региональное министерство образования, Правительство Калининградской области и, конечно, наши партнеры».

Еще одной гордостью Центра является проект «IT школа SAMSUNG», участниками которого стали свыше 60 школьников из 30 образовательных учреждений Калининградской области. Образовательная программа, содействующая подготовке будущих инженерно-технических кадров, рассчитана на 1 учебный год (126 академических часов). Ее итогом станет разработка и представление приложения для мобильной платформы Android. «Уже после второго модуля ребята научатся создавать свои небольшие Android-приложения. Сегодня у некоторых появились первые идеи проектов. Например, есть предложение разработать интересную историческую программу, в которой бы при установке параметра «год» выстаивался список важнейших исторических событий. При этом все они будут обозначаться на карте заданного периода времени», – рассказывает преподаватель «IT школы SAMSUNG» Артур Бабошкин.

Помимо этого, центр организует летние школы с физико-математическим и лингвистическим уклоном. Программы отдыха и оздоровления детей и подростков в России, апробированные летом 2014 года на базе Центра развития одаренных детей, вошли в «ТОП-100» среди всех федеральных округов России.

Аватар

От szahlinyuk