Участники 11/22 потока в рамках Недели науки сегодня стали участниками множества научных исследований. Кто-то проводил химические опыты, кто-то ставил лингвистические эксперименты, а кто-то и вовсе оказался в инновационных лабораториях федерального университета.

DSC_0065 DSC_0089 M282GdzpOHw MofNoSbl-K0 w-hsvEGGwS8 0raPcTD9tR8 (1) aCBdyIDli3E

Заходя в химико-биологическую лабораторию, сразу чувствуется дух науки. Аромат в прямом смысле слова. Здесь восьмиклассники под руководством кандидата химических наук, приглашенного на поток преподавателя из СУНЦа Новосибирского государственного университета Дениса Морозова, разделились на две тематические группы и проводят настоящие научные эксперименты. Вы, конечно, помните поговорку, гореть синем пламенем. Но юные химики Центра пошли дальше и в лабораторных условиях создают свечи, которые горят зеленым или красным пламенем. А представители второй тематической группы теперь могут сэкономить семейный бюджет. Многие из вас, наверняка, не раз приобретали в магазинах ароматическое мыло. А участники лаборатории сегодня научились делать такое мыло своими руками. При этом извлекают они аромат сами. В обиход идет все: апельсины, грейпфруты, мандарины, лимоны. «Для опытов мы взяли  эти ингредиенты, потому что они лежат на поверхности, а их запах большинство людей считает приятными. Но также можно извлекать аромат, например, из хвои, корицы, тмина или кориандра», – рассказал преподаватель Денис Морозов.

В прямом смысле прикоснулись к науке и участники лаборатории биомедицины. Увлекательную лекцию о нанотехнологиях для них прочитала известный физик Наталья Шушарина. Ребята узнали, что нанотехнологии, являясь основой живого и не живого мира, применяются в огромном количестве областей. Это, например, создание мощных процессоров, микросхем компьютерной техники или, скажем, производство инструментов, срок службы которых увеличиваются в разы. Все благодаря напылению модифицированных наноалмазов. Наталья Николаевна отметила, что сегодня нанотехнологии – одна из самых востребованных научных областей. Причем уровень исследований российских ученых ни в чем не уступает зарубежных. Убедиться в этом школьники смогли буквально через несколько минут.  Наталья Шушарина в Центр приехала не одна. Вместе с ней молодой ученый, но уже автор и участник многочисленных научных проектов Евгений Богданов. В руках у Евгения Анатольевича образцы наноматериалов. «Например, это кремний с тонкой пленкой оксидных соединений. Толщина пленок составляет порядка 100 нанометров», – рассказывает  ученый и передает ребятам опытные образцы. Юные исследователи с интересом их рассматривают и, кажется, уже в предвкушении завтрашней поездки на Химико-биологический институт БФУ имени И. Канта. Ведь там они погрузиться в исследование клеточных технологий и будут выделять ДНК из клеток кожи, а затем клонировать его фрагмент.

Юные исследователи лаборатории информационных технологий сегодня знакомились с виртуальными машинами Java и Flash. Школьники узнали, на каких принципах строится программирование в этих технология, что предпочитают профессиональные разработчики, и уже сегодня участники потока приступили к исследованиям. Так,  ребята выдвинули первую гипотезу, доказать или опровергнуть которую они планируют в результате научного эксперимента. Специально для этого они разделились на две группы. Первая часть задания у каждой, казалось бы, одинаковая – разработать приложение-игру на платформе Android. «Игрок по сюжету должен удержаться на арене. Сама игра для создания не сложная, – рассказывает руководитель лаборатории, преподаватель Центра и IT школы SAMSUNG Артур Бабошкин, – а вот принципы ее написания на Java и Flash различаются». Определить, какая из технологий, будет оптимальной, – цель научного исследования ребят из лаборатории информационных технологий. При этом анализировать созданные приложения они будут исходя из критериев энергоэффективности, скорости работы с сетью, файловой системы, математических вычислений, графикой и некоторыми других.

В лаборатории астрономических явлений тишина. Участники научного потока внимательно смотрят на экран, где на интерактивной карте звездного неба ярко видно созвездие тельца. Сегодня руководитель этого научного общества Андрей Соколов рассказывал ребятам о планетах, кометах, звездах, галактиках и других космических объектов, которые изучает астрономия.

В лаборатории пространственного планирования и управления территориями школьники погрузились в изучение опыта управления территориями в России. Например, школьники узнали о плановой экономике, что с точки зрения территориального управления 1965 год считается знаковым для нашей страны. Именно тогда была разработана Генеральная схема развития и размещения производственных сил СССР. Как устроено планирование территорий сегодня, и каким оно может быть в нашем регионе, участники потока расскажут 6 февраля на Дне науке.

В лаборатории математических методов в криптографии также кипит работа. На компьютерных мониторах – зашифрованные смыслы. Сегодня ребята познакомились с шифром, названным в честь римского императора Гая Юлия Цезаря, использовавшего его для секретной переписки. При шифровании каждый символ заменяется другим, находящимся на некотором постоянном числе позиций левее или правее него в алфавите. Так, руководитель лаборатории Юрий Болтнев предложил ребятам к каждой букве русского алфавита прибавлять 3 и зашифровать послание. А на мониторе одного из участников уже стоит магическая цепочка: «207, 244, 232», что означает: «Привет, мама!».

Несмотря на то, что 11/22 поток Центра физико-математический, без лингвистики в современном мире не обойтись. Сегодня участники лингвистической лаборатории пытались разобраться, чем,
например, умение попугая разговаривать отличается от человеческой речи и как вообще зародилось слово. Все это школьникам потребуется при проведении научного исследования, где им предстоит определить, какими общими чертами обладают русский и английский языки и провести настоящие лингвистические эксперименты.

Но не все участники потока сегодня работали в Центре. Так, лаборатория физических процессов выездная. Поэтому рано утром ребята отправились в областной центр, где ученые БФУ им. И. Канта провели для них экскурсию по научно-технологическому парку «Фабрика», представили последние «новинки» научного мира и вместе с ЦРОДовцами приступили к разработке концепции школьного научного бюро, которое планируется создать на базе НТП «Фабрика». Подробнее о поездке тут.

Заходя в лабораторию развития интеллектуальных способностей первая мысль, что здесь собрались будущие великие умы. Они и фильм смотрят соответствующий. На экране известные ученые и исследователи с мировыми именами, а ребята вслед за автором документальной ленты «Загадки природы. Гении» рассматривают вопрос гениальности с разных точек зрения и пытаются ответить на самые острые вопросы об этом феномене. Правда ли, что навыки гения человек приобретает в процессе развития или же они даны природой? Участники лаборатории не только познакомились с имеющимися в науке точками зрения по исследованию интеллектуальных способностей, но тут же приступили к собственным поискам ответа на этот вопрос. Так, в ходе социологического опроса школьники выявили 20 методов, которые помогут получать исключительно отличные результаты в учебе. По предварительным опытным данным, один из важнейших – это уважение преподавателя. «Оно всегда создает атмосферу, которая позволяет достигать отличных результатов, даже если сначала что-то не получается», – рассказал о первых результатах исследования руководитель лаборатории Бруно Андиньш. Уже в пятницу участники лаборатории вместе с другими участниками потока и гостями Дня науки постараются ответить на вопрос, возможно ли искусственно создать гениального человека.

 

Аватар

От szahlinyuk