А знаете ли вы, какие регионы России, кроме Москвы и Санкт-Петербурга, являются лидерами в образовательной робототехнике? Как зарождалась эта сфера в России, каковы ее перспективы? На эти и другие вопросы отвечает президент Российской ассоциации образовательной робототехники, главный тренер всероссийской сборной Максим Васильев. Чтобы провести для участников смены курс «Легороботы» он специально приехал из Москвы.

DSC_9064

 – Максим Васильевич, расскажите, чему учатся ребята на вашем курсе по легороботам?

– Здесь ребята учатся программировать роботов так, чтобы они ехали четко по линии. При этом используют два алгоритма: релейный и пропорциональный регуляторы. Знания, которые они при этом приобретают, – это теория автоматического управления – достаточно сложная научная дисциплина.

– А что именно из теории автоматического управления узнают дети при работе с легороботами?

– Работая с мобильными роботами, дети осваивают управление двигателями. У легороботов есть двигатели, с помощью которых он передвигается в пространстве, и сенсоры, с помощью которых он реагирует на цвет поля и в соответствии с этим двигается. Условно говоря, включаем и выключаем двигатель.

– Насколько подготовлены дети в Вашей учебной группе?

– Здесь подобрались ребята, которые уже знакомы с легороботами, увлекающиеся робототехникой, поэтому им не то чтобы легко, но более-менее понятно, что к чему.

– Какие знания получают дети, изучая легороботов?

– Во-первых, этот тип роботов специально создан для обучения и образования. Дети могут начать с ними работать уже буквально с восьми лет. Этот простой для детского восприятия инструмент позволит им последовательно от простых вещей прийти к сложным знаниям, умениям и навыкам, которые востребованы в современном обществе. При этом потенциал, заложенный в оборудование «Lego» и роботов этой компании, достаточно серьезный. И с точки зрения создания программирования, и алгоритмов. Во-вторых, у «Lego» разработаны достаточно серьезные методики, по которым педагог точно знает, как вести занятия. Благодаря этому, преподавателю не нужно начинать с нуля, а можно сразу приступать к занятиям.

– Максим Васильевич, вы занимаетесь образовательной робототехникой еще с 2002 года. Можно сказать, «пионер» в этом деле. Расскажите, как все начиналось в России.

– Можно сказать и так. Как раз в начале 2000-х появились первые версии легороботов. Сегодня дети работают уже с третьим поколением роботов «Lego». Как раз в 2002 году мы организовали первые соревнования роботов для школьников. Тогда всего 16 команд приняло в нем участие. Для сравнения сегодня в таких соревнованиях принимают участие около 20 тысяч детей.

– А в какой сфере работаете Вы?

– В первую очередь, я провожу обучение педагогов и готовлю Всероссийскую сборную для Всемирной олимпиады – World Robot Olympiad.

– Насколько хорошо представлена Россия в этом мировом первенстве?

– Впервые Россия выступила на этих соревнования в 2004 году. Тогда в ней участвовало еще не очень много команд, но наша страна отправила туда 5-6 команд. Сегодня для стран-участниц существуют квоты, для России это порядка 30 команд.

– А как команды попадают на это мировое первенство?

– Сначала проходят муниципальные этапы, затем – региональный и всероссийский. А лучшие команды уже попадают на мировое первенство. В этом году Всероссийская олимпиада прошла начале июня в Татарстане, в Иннополисе. Это новый город, специально созданный для сферы IT. Сегодня там налаживается инфраструктура, но уже есть жители, университет, студенты, которые там учатся и уже получают IT-образование. Как раз университет Иннополиса с прошлого года является одним из организаторов национальной олимпиады. Там же, кстати, проводятся тренировочные сборы. Очередной – начнется 10 августа.

– А какие российские регионы участвуют в олимпиаде?

– Традиционно это Москва и Санкт-Петербург. Также Свердловская  и Челябинская области хорошо представлены.

– С Москвой и Санкт-Петербургом понятно. А как бы вы объяснили, что у Свердловска и Челябинска также сильные позиции?

– Дело в том, что, например, в Челябинской области еще в 2008 году была большая программа министерства образования по внедрению робототехники в образовательный процесс во всех школах. В Свердловской области –  чуть позже и не так масштабно, но также ведется эта работа. Мне кажется, это оказало положительное влияние.

– А как представлена в соревнованиях Калининградская область?

– Сегодня существует много соревнований, в которых активно участвует Калининградская область. Насколько знаю, ваш регион успешно участвует, например, в роботрафике, где занимает призовые места.

– Максим Васильевич, вы впервые в Калининградской области?

– На самом деле, нет. Мы здесь уже достаточно давно внедряем робототехнику в образовательный процесс. По-моему, еще в 2008 году я впервые проводил у вас курсы повышения квалификации для педагогов. Потом был Балтийский Артек. А в прошлом году мы проводили конференцию Российской ассоциации образовательной робототехники,  в которой ваши педагоги также участвовали. Тогда, кстати, и было принято решение провести в Калининградской области летний робототехнический лагерь, чтобы он повысил интерес ребят к этой сфере.

– В рамках этой школы используется формат, когда преподаватели учатся параллельно с детьми. Как бы Вы оценили этот формат?

– Аналогичный формат мы использовали еще в 2008 году в Подмосковье, когда проводили первый лагерь по образовательной робототехнике. Благодаря ему, преподаватели, как и дети, становятся полноценными участниками смены. Причем это не означает, что проекты педагогов будут лучше. Ведь именно дети обладают той увлеченностью, которая так нужна в проектной деятельности.

– Максим Васильевич, какую цель Вы ставите перед собой в формате этой тематической смены?

– Благодаря таким программам, дети получают возможность максимально погрузиться в образовательный процесс и получить хорошие знания. Это, в свою очередь, поможет им в будущем разработать достаточно сложные  проекты.

– Спасибо за беседу.

Елизавета Зубарева

Аватар

От szahlinyuk