Казалось бы, участникам 3/31 физико-математического потока не нужно прививать любовь к математике. Ведь все они, девятиклассники, и так все надолго в нее влюблены. И уж точно, что после лекции заведующего лабораторией математических методов защиты и обработки информации БФУ им. И. Канта Алексея Зайцева, который побывал в Центре развития одаренных детей в среду, 7 октября, просто не остается ни одного шанса не влюбиться в эту царицу наук.

20151007_185648 20151007_185827 20151007_185913

В среду, 7 октября, в Центре развития одаренных детей прошла серия мероприятий из цикла «Встречи с интересными людьми». Так, после проектной деятельности о тонкостях работы на инновационном предприятии «Технополис GS» рассказать участникам потока приехали начальник отдела по наладке и эксплуатации оборудования Василий Мелентьев и старший инженер этого отдела Константин Порошин. Подробней о визите представителей технопарка тут.

А после рассказа о новейших инженерных разработках регионального технополиса с участниками потока встретился заведующий лабораторией математических методов защиты и обработки информации БФУ им. И. Канта Алексей Иванович Зайцев.

Сначала Алексей Иванович рассказал ребятам об известной задаче семи мостов Кенигсберга. Наверняка, многие из вас ее слышали: нужно придумать,  как пройти по всем мостам через реку Преголя, не проходя ни по одному из них дважды. Еще в 18 веке эта задача заинтересовала выдающегося математика Леонарда Эйлера, который дал на ее однозначный ответ – «нельзя», а в процессе доказательства ученый создал теорию графов, которая сегодня нашла широкое применение в транспортных и коммуникационных системах. Например, для составления оптимальных маршрутов доставки грузов или маршрутизации данных в Интернете.

А после Кенигсберга Алексей Иванович перенес участников потока в пространстве и во времени, где вслед за многими-многими математиками профессор Эндрю Уайлс (англ. Sir Andrew John Wiles) пытался решить Великую теорему Ферма.

Простота формулировки теоремы Ферма доступна для понимания даже школьнику, но доказать, что «невозможно разложить куб на два куба, биквадрат на два биквадрата и вообще никакую степень, большую квадрата, на две степени с тем же показателем» (именно такую запись оставил Пьер Ферма на полях «Арифметики» Диофанта – прим. ред.) великие умы не могли аж с 1637 года.

Пытались доказать теорему в течение нескольких веков короли математики своих времен Эйлер и Гаусс, гений, успевший за свою короткую 21-летнюю жизнь основать теории групп и полей Эварист Галуа, один из сильнейших математиков ХХ века Давида Гилберта  и многие-многие другие ученые. Но удалось это сделать первым английскому профессору математики из Принстонского университета (Нью-Джерси, США), Эндрю Уайлсу в 1994 года. А, между прочим, доказательство Великой теоремы Ферма можно поставить в один ряд с такими достижениями ХХ века, как изобретение компьютера, ядерной бомбы и полет в космос.

Вслед за видеофильмом, на котором великие математики XX века рассказывают, благодаря чему и какими жертвами Эндрю Уайлсу удалось доказать теорему, Алексей Иванович представил участникам потока огромный пласт математический гипотез и теорий, которые в конечном итоге помогли найти доказательство теоремы Ферма.

Но, кажется, что из сегодняшней лекции можно извлечь  не только знание, но также то, кто такие математики, особенно великие. Дело в том, что за почти 300 лет попыток решить великую теорему к XX веку у математиков выработалась аллергия на нее. И Эндрю Уайлс, не желая прослыть сумасшедшим, в попытках доказательства в течение 7 лет был затворником. Никто ни из его друзей, ни из коллег не знали, над чем он работает на самом деле. А чтобы проверить верность своего хода мысли и при этом сохранить в тайне суть работы, Уайлс собрал научный кружок для аспирантов, которые, совершенно не догадываясь об этом, разбирали доказательство теоремы по частям. Когда же Уайлс в 1993 году обнародовал результаты своей работы, разумеется, все математики мира бросились искать в ней ошибки и через некоторое время все же нашли один недочет. Еще целый год профессору потребовалось, чтобы все-таки доказать теорему Ферма. И только тогда задача, ломавшая ум ученых в течение трех столетий, была относительно закрыта.

Но и по сей день сложность единственного известного ее доказательства вдохновляют многих на попытки найти другое, более простое, решение.

И, кто знает, возможно, среди присутствующих сегодня в зале участников потоке тот самый великий математик XXI века.