«Ребенок должен проверять информацию на истинность»: интервью с гостем ЦРОД Маргаритой Мартыненко

Центр развития одаренных детей часто посещают представители профессиональных сообществ, чтобы передать свой опыт и навыки подрастающему поколению. На второй летней тематической смене «Янтарный город: Школа путешествий» работает Мартыненко Маргарита Николаевна, детский психолог и научный сотрудник МГУ им. М.В. Ломоносова. Маргарита Николаевна поделилась своими впечатлениями о Центре и рассказала, зачем нужно развивать в ребенке критическое мышление.

— Добрый день, Маргарита Николаевна! Для начала расскажите, пожалуйста, о своей профессии.

В настоящее время я работаю в МГУ им. М. В. Ломоносова на кафедре психологии образования и педагогики. У меня есть несколько направлений работы, но все они так или иначе связаны с детьми. Одним из таких является оценка качества образовательной среды в детских садах Москвы: насколько садики позволяют ребенку развиваться и по каким направлениям. Очень часто детям мало предоставляется возможностей для эмоционально-личностного развития. Обычно это муштра, направленная на чистоту написания букв и цифр. В пробеле остаются все личностные качества: самооценка, представления о себе и мире. По итогам я и коллеги из научной группы пишем статьи и ищем решения проблем.

Другое направление моей деятельности – работа в университете, с осени буду преподавать для студентов. А третий вид работы – это детская психотерапия. Ко мне приходят дети и родители с трудностями в общении, поведении. Я нахожу подход, выявляю причины, почему у ребенка возникают те или иные сложности, и думаю об их устранении.

 

— Как Вы узнали о Центре развития одаренных детей?

Мой руководитель, заведующий кафедры психологии и образования, познакомил меня  Сергеем Станиславовичем во время его визита в Москву. Тогда он рассказал о Центре, и я поняла, что очень хочу здесь побывать.

— Расскажите о Ваших первых впечатлениях о Центре.

Первое, на что я обратила внимание- это обстановка и материальные вещи: зелень вокруг, ландшафт. Я поняла, что здесь очень уютно, все живое. Потом к этому стали прибавляться радости встречи с сотрудниками Центра. Я видела в глазах каждого блеск, понимание, деликатность, приветливость. Создается доверительная и живая атмосфера, что сильно радует.

 

— В ЦРОД есть образовательные потоки в рамках учебного года, но летние программы – особые, здесь нам надо организовать не только отдых ребят, но и дать им возможность научиться чему-то новому. Как Вы считаете, как должны строиться летние образовательные программы?
Пока я еще не могу принять эту концепцию, для меня это все в новинку. Следует в  разобраться. Но, с моей точки зрения, поскольку дети здесь пребывают долго, это уникальная возможность предоставить им больше свобод. Обычно образовательный процесс построен таким образом, что педагог вещает большую часть времени. Инициативность ребенка очень мала в этот момент. Благодаря большому количеству времени, когда дети находятся здесь, есть возможность предоставить им больше свобод и шанс побывать в процессе. У них есть возможность индивидуально для себя его выстроить.

Моя стажировка в этой тематической смене называется: «Мастерская мыслей», она походит под этот формат, когда дети могут на какое-то время остановиться, никуда не спешить и полностью погрузиться в обсуждения.

— А вообще, должны ли дети учиться летом?
Я думаю, ребенок учится ежедневно, ежесекундно. Наша задача — обогатить среду, в которой он находится, дать ему как можно больше возможностей проводить измерения, фиксировать интересные для него особенности реальности. В этом плане стажировки – удачный способ в расслабленной для ребенка форме обогатить его среду;  ребенок понимает, что это не школьный урок. У него есть возможность выбора, он сам решил, куда записаться.

 

— Как уберечь ребенка от внешнего негативного влияния?

Именно про это моя стажировка «Мастерская мыслей». Существуют два типа мышления: критическое и аналитическое. Чтобы уберечь ребенка и научить его правильно ориентироваться в информационной среде, ему необходимо развивать навыки критического мышления, включающее в себя оценку происходящего, суждений. Он должен проверять информацию на истинность. У каждого внутри существует установка проверки информации на правдивость.

На стажировках мы отрабатываем навыки критического мышления и относимся критически к суждениям, которые каждый из нас вносит. Работа мастерской направлена на умение управлять собственным мышлением и основание тех или иных убеждений.

— И, по традиции, хотелось бы услышать Ваши пожелания Центру.
Центру желаю развития. Хочу, чтобы те дети, которые находятся сейчас здесь, в будущем перешли с Центром в партнерские отношения и поддерживали их. Это обогащение должно быть взаимным. Я знаю, что здесь работают инициативные люди, поэтому желаю, чтобы как можно больше идей и задумок воплощались в жизнь.

 
Комментарии

Нет комментариев.

Написать ответ

Вы должны быть зарегистрированны в , чтобы добавить комментарий.