Юлия Александровна Скабицкая, прежде чем нашла себя в преподавании, попробовала себя в разных сферах. Сегодня Юлия Александровна руководитель региональной программы олимпиадной подготовки по направлению «Информатика», учитель информатики в СОШ № 31 г. Калининграда, в рамках  12/39 информационно-технического потока ЦРОД вела модуль «Эффективные алгоритмы при решении олимпиадных задач». О тонкостях  программы олимпиадной подготовки по направлению «Информатика», различиях между олимпиадным и промышленном программировании и многом другом вы узнаете из интервью с Юлией Александровной.

IMG_0690

– Юлия Александровна, расскажите, пожалуйста, немного о себе.

Я работаю в СОШ № 31 г. Калининграда учителем информатики и заместителем директора по информатизации. По первому образованию я программист. После университета я некоторое время была связана с разработкой промышленных приложений и руководила организационными процессами, связанными с этим. Мой профиль был смежным между технической работой и административной. Видимо, с тех времён я именно в этой сфере наиболее эффективна.

– А как вы пришли в образование?

Мне было очень скучно, и после промышленной разработки был ряд экспериментов: была журналистика, были различные финансовые структуры. Однажды я поняла, что не знаю, зачем хожу на работу и появилась необходимость ответить себе на этот вопрос. Тогда я подумала, что надо попробовать себя в профессии, в которой я вижу смысл. А смысл я тогда видела в работе учителей и врачей. Так я пришла в образование и, к своему удивлению, задержалась.

– Что включает программа олимпиадной подготовки по информатике?

По результатам муниципального и регионального этапа всероссийской  олимпиады мы набрали 20 ребят из 9-11 классов, которые мотивированы на более высокие достижения. С ними в качестве тренера работает доцент кафедры прикладной математики Института прикладной математики и информационных технологий Сергей Анатольевич Григорьев. Дополнительно мы набрали 10 ребят из 8-х классов, с которыми сейчас я занимаюсь сама, чтобы потом передать их в руки Сергея Анатольевича. Поскольку у нас публика разная и есть много ребят из области, работа строится преимущественно дистанционно.

IMG_0085– Как строится учебный процесс?

Теоретической подготовкой ребята занимаются сами, используя дистанционный курс, разработанный Денисом Павловичем Кириенко. Он член оргкомитета и жюри различных олимпиад по информатике в Москве,  учитель информатики  школы № 179 г. Москвы и преподаватель летней компьютерной школы (ЛКШ). Также ребята еженедельно прорешивают и разбирают контест олимпиадных задач разных уровней, подготовленный Сергеем Анатольевичем Григорьевым. Если все пойдет так, как я планирую, и ребята напишут вступительную работу в Летнюю компьютерную школу, то самым целеустремленные и упорным из наших учеников обучение там будет оплачено за счет средств, выделенных Министерством образования на реализацию этой программы.

– Сложно было набрать мотивированных ребят?

Сложно. Дело даже не в том, что их немного, а в том, что это те же дети, которые хороши в и физике, и математике и информатике одновременно и ребятам приходится делать выбор, что для них более приоритетно. Мне кажется, что олимпиадная подготовка по информатике и математике могли бы очень удачно друг друга дополнять. Полагаю, что здесь было бы интересно продумать какой-то, возможно, совместный блок.

– Насколько хорошо наши калининградцы представлены во всероссийском олимпиадном движении? Как они выступают в олимпиадах по информатике?

Пока никак не представлены, и это очень грустная картина, если честно. Два года назад мы начали организовывать на базе МАОУ СОШ № 31 региональные этапы всероссийских командных олимпиад по программированию. Мы проводили турнир Архимеда и Всероссийскую командную олимпиаду школьников по информатике. Мне было очень интересно посмотреть, как Калининградская область выглядит на фоне других регионов. Конечно, очень сильно работает Москва, Санкт-Петербург, Казань, Новосибирск. С ними нас даже сравнивать пока что нельзя. Но я очень надеюсь, что программа, которую мы сейчас реализовываем, и ребята, которых мы набрали, эту картину поменяют.

IMG_0092– Через какое время вы ждёте результатов этой программы?

Для меня самый точный показатель –  это региональный этап всероссийской олимпиады школьников в следующем году. Сейчас на региональном этапе этого года удачно выступили 4 участника из (результат в диапазоне 400 – 500 баллов),  при том что заявлено было 36 человек. Средний результат наших участников в этом году  — приблизительно 200 баллов. В следующем году я рассчитываю, что всеребята, обучающиеся сейчас по нашей программе покажут результат не ниже 400 баллов.

– Как вы считаете, почему такой низкий уровень?

На мой взгляд, потому что подготовка «олимпиадных» ребят очень трудозатратный процесс. И обычно учителю в школе трудно выделить такое огромное количество времени для работы с одним ребёнком. Во-вторых, уровень подготовки учителя для того, чтобы подготовить к успешному участию в олимпиаде старшеклассника должен быть очень и очень высоким. Идеально, если учитель сам является играющим тренером. К сожалению, в школе не всегда учитель может позволить себе такую роскошь в условиях своей загруженности. Это я, к сожалению, знаю по себе.

DSC_0089– Юлия Александровна, некоторые участники программы олимпиадной подготовки также есть обучающиеся IT ШКОЛЫ SAMSUNG. Какие это дети? И как промышленное программирование отличается от олимпиадного?

Это очень мотивированные дети. Я считаю, что если ребенок готов в субботу ехать куда-то программировать, – это уже говорит о том, что он настроен серьезно. Что касается олимпиадного и промышленного программирования – это, безусловно, разные направления подготовки. Олимпиадное программирование предполагает очень много математики и точной работы с инструментами, которые, на самом деле, достаточно абстрактны. В промышленном программировании в финале всегда есть результат – окна, кнопки, рабочее приложение.  Ты всегда сразу видишь результат того, что делаешь. Решение же олимпиадной задачи – это процесс, в который ты погружаешься полностью, и результат получаешь только в том случае, если твое решение совершенно.  Это дает ни с чем не сравнимое чувство победы и ощущение, что ты совершил что-то невозможное.

– Что нужно, чтобы побеждать в олимпиаде? Какие знания должны быть у олимпиадника?

В первую очередь ребенку должно быть очень приятно программировать, он должен получать от этого такое удовольствие, которое перекрыло бы все те огромные затраты времени и сил, потраченные на достижение результата. Ведь если человек не получает от этого удовольствия – это не посильный труд. Ребята во время подготовки сидят за компьютером вечерами, ночами, на переменах. Я почти уверена, что эти дети практически не играют или играют крайне редко. И мне очень нравится в этих ребятах, что они получают просто нереальное удовлетворение от того, что они делают. Если есть запал, вопрос победы в олимпиадах решается сам собой.

DSC_0126– А  девочки у вас есть?

Девочки у нас есть, но их немного. Сейчас в младшей группе (8 классы) одна девочка и в старшей группе (9-11 классы) две.

– Это связано с тем, что программирование считается мужской профессией?

Я вам честно скажу, сильных девчонок, которые в этой сфере добивались бы серьезных успехов я не знаю. Возможно, они есть. Но все же преимущественно, это мужской вид спорта.

– На информационно-техническом потоке вы вели модуль «Эффективные алгоритмы при решении олимпиадных задач». Какие, на ваш взгляд, самые эффективные методы?

На самом деле, есть ряд алгоритмов, которые надо знать, чтобы иметь шансы быстро и эффективно справляться с задачей. Есть ряд специфических алгоритмов поиска и сортировки данных, обработки строк и работы с файлами. Необходимый инструментарий редко преподаётся в школе, но это базовые вещи, которые необходимы ребенку в качестве инструментов для работы с олимпиадными задачами. И я очень рада, что нам с ребятами-олимпиадниками удалось встроиться в ИТ поток Центра развития одаренных детей.

– Есть мнение, что олимпиада – это спорт. Вы согласны с ним?

Я считаю, что это действительно так. В олимпиадах, как и в спорте, очень много зависит от подготовки. Безусловно, талант программиста играет огромную роль, но вместе с ним есть еще ежедневный и упорный труд, направленный на достижение цели. И не всегда более талантливый ребёнок выиграет у более подготовленного. Для меня понимание спорта связанно с непрерывным процессом развития. В ходе подготовки к участиям в олимпиадах дети развиваются очень быстро, и это для меня роднит два эти понятия.

– Ваше пожелание ребятам-участникам олимпиадной подготовкиIMG_9784

Мне хотелось бы, чтобы они не потеряли вкуса к программированию, причём именно к олимпиадному программированию, которое позволяет каждый раз, когда ты сдал задачу, ощутить, что ты гениален. Я очень рада, что сейчас у ребят есть возможность общаться с другими, равными по уровню. На мой взгляд, появляется огромный стимул, когда они собираются командой и понимают, что несмотря на то, что они – лучшие у себя в школе, им есть куда расти. На мой взгляд это понимание новой планки для себя может быть для ребят ключевым.

– Юлия Александровна, как вы считаете, где бы могли применить свои знания нынешние участники программы олимпиадной подготовки в будущем?

После окончания вузов наши ребята могут стать очень сильными программистами из числа тех, которые способны не принципиально новые решения, которые меняют наше восприятия привычного и нормального. Я очень надеюсь, что еще буду жить в том мире, который они будут создавать. Мне очень интересно на него взглянуть.

– Спасибо за интересную беседу.

Текст: Вероника Понамарёва

Аватар

От szahlinyuk