В олимпиаде по технологии приняли участие 516 школьников с 7 по 11 класс общеобразовательных организаций нашего региона. Это на 165 участников меньше, чем в прошлом году. Среди них 234 участника олимпиады по направлению «Техническое творчество» и 282 участницы направления «Культура дома, дизайн и технологии».
Наибольшее количество участников направления «Культура дома, дизайн и технологии» – среди восьмиклассников (105 человек), по направлению «Техническое творчество» — среди семиклассников (76 человек).
Наибольшее количество участников олимпиады из г. Калининграда, Черняховского, Балтийского городских округов. Увеличилось количество участников по направлению «Техническое творчество» от Гусевского городского округа — 18 школьника, Правдинского городского округа — 13 школьников. В направлении «Культура дома, дизайн и технологии» увеличилось количество участников от Правдинского городского округа — 22 школьника, а также Светловского городского округа — 11 школьников.
Среди участников олимпиады по технологии 2 воспитанников ГБОУ КО кадетской школы-интерната «Андрея Первозванного Кадетский морской корпус».
Олимпиадные задания по технологии («Культура дома, дизайн и технологии») разработаны региональной предметно-методической комиссией, которую возглавляет Татарченко Марина Александровна — заведующая учебно-производственными мастерскими ФГКОУ «Нахимовское ВМУ МО РФ».
Олимпиадные задания по технологии («Техническое творчество») разработаны региональной предметно-методической комиссией, во главе с Кононенко Мариной Викторовной, методистом учебного отдела, педагогом дополнительного образования ФГКОУ «Нахимовское ВМУ МО РФ».
Основными целями олимпиады школьников по технологии («Культура дома, дизайн и технологии») являются: выявление и развитие у обучающихся общеобразовательных организаций творческих способностей и интереса к научной (научно-исследовательской) деятельности; повышение уровня и престижности технологического образования школьников; раскрытие у обучающихся способностей к проектной деятельности и владение проектным подходом; способность осваивать современные и разрабатывать новые не существующие еще сегодня технологии формы информационной и материальной культуры, а также создание новых продуктов и услуг; выявление и поощрение наиболее способных и талантливых учащихся и их творческих наставников.
Участники муниципального этапа олимпиады по технологии делятся на три
группы:
- первая группа – обучающиеся 7–8 классов общеобразовательных организаций;
- вторая группа – обучающиеся 9 классов общеобразовательных организаций;
- третья группа – обучающиеся 10–11 классов общеобразовательных организаций.
В каждой возрастной группе учащиеся участвуют в трех конкурсах:
- теоретический (тест и творческое задание),
- практический: практические задания по моделированию у направления «Культура дома, дизайн и технологии», по направлению «Техническое творчество» практические задания по черчению, моделированию и схемотехнике, в зависимости от выбора участником олимпиады направления,
- творческий (защита проекта).
Особое внимание уделено тематике проектов. Тема проектов в этом году – «Технологии будущего». Проекты могут решать различные проблемы, например, экологические, социальные, агротехнические и т. д.
В творческой работе возможно изучение и внедрение в жизнь таких новых технологий, как биохолодильники, подводные транспортные туннели, рулонные телевизоры, одежда- спрей, плавучие города и города под куполом, терапия вечной молодости и т. д.
Регламент проведения муниципального этапа включает тестирование учащихся в течение 90 минут; выполнение практических работ в течение 60 минут и презентацию проектов (не более 5-7 мин. на человека).
В содержании тестов, контрольных вопросов, задач и практических заданий по направлению «Техническое творчество» представлены все разделы программы предметной области «Технология»: общие принципы технологии – науки о преобразовании материалов, энергии и информации, роль технологий и техники в развитии общества, история технологий и техники; «Ручная обработка древесины»; «Ручная обработка металла»; «Материаловедение»; «Машиноведение»; «Проектирование и изготовление изделий»; «Технологическая карта» «История науки»; «Электротехника»; «Экологические проблемы производства»; «Технология основных сфер профессиональной деятельности»; «Профессиональное самоопределение»; «Интерьер жилого дома». Также в теоретическом конкурсе могут встречаться следующие разделы: «Технология обработки текстильных материалов»; «Рукоделие»; «Сельскохозяйственные технологии»; «Обработка материалов на станках с ЧПУ»; «Робототехника»; «3D-моделирование»; «Лазерные технологии»; «Умный дом».
Направления практического конкурса, предлагаемые участникам:
— Черчение;
— 3D-моделирование (без печати);
— Электротехника;
— Лазерная обработка материала (моделирование и изготовление изделия).
В содержании тестов, контрольных вопросов, задач и практических заданий по направлению «Культура дома, дизайн и технологии» представлены все разделы программы предметной области «Технология»: общие принципы технологии – науки о преобразовании материалов, энергии и информации, роль технологий и техники в развитии общества, история технологий и техники; «Кулинария»; Материаловедение»; «Машиноведение»; «Рукоделие»; «Технология обработки текстильных материалов»; «Проектирование и изготовление изделий»; «История костюма»; «Электротехника»; «Домашняя экономика и основы предпринимательства»; «Экологические проблемы производства»; «Технология основных сфер профессиональной деятельности»; «Профессиональное самоопределение»; «Интерьер жилого дома».
На защиту учебных творческих проектов – каждый участник олимпиады представляет выполненное изделие, пояснительную записку, готовит презентацию проекта. Обобщенные разделы для подготовки творческого проекта для муниципального этапа олимпиады по технологии: по направлению «Культура дома, дизайн и технологии»:
- Проектирование и изготовление швейных изделий, современные технологии, мода.
- Декоративно-прикладное творчество (рукоделие, ремесла, керамика и др.), аксессуары.
- Проектирование сельскохозяйственных технологий (области проектирования –
растениеводство, животноводство), агротехнические технологии.
- Современный дизайн (дизайн изделий, дизайн интерьера, фитодизайн, ландшафтный дизайн и т.д.).
- Социально-ориентированные проекты (экологические, агротехнические, патриотической направленности, проекты по организации культурно-массовых мероприятий, шефская помощь и т.д.).
- Национальный костюм и театральный костюм.
- Проектирование объектов с применением современных технологий (3D-технологии, применение оборудования с ЧПУ, лазерная обработка материалов и др.), проектирование новых материалов с заданными свойствами.
Школьники, получившие на олимпиаде по обществознанию установленное Министерством образования Калининградской области количество баллов, станут участниками регионального этапа олимпиады, который пройдет в период с января-февраля 2021 года.
Комментарии по проведению муниципального этапа олимпиады по технологии дала Татарченко Марина Александровна — заведующая учебно-производственными мастерскими ФГКОУ «Нахимовское ВМУ МО РФ»: «В этом году муниципальный этап олимпиады проходил в дистанционном формате. Это накладывает на проведение этапа свои особенности и отражается на всех участниках, организаторах и кураторах олимпиады. Проекты участники не защищали очно, а прислали в электронном виде на почту с приложением пояснительной записки к проекту, видео-защитой и презентацией проекта.
Стоит отметить высокий уровень подготовки участников. В этом году общая тема для участников — «Технологии будущего».
Напутственным словом участникам станет пожелание обращать внимание на самые последние дизайнерские открытия и техники.
Не бойтесь искать, предлагать и присылать на конкурсы, олимпиаду не классические работы, такие как вышивка, вязание. Пробуйте соединять различные техники. К примеру, интересное и необычное сочетание классического вязания и работы 3D-принтера дает нам новые изделия — сумка с необычной фурнитурой. Ручки сумки выполнены как раз на 3D-принтере.
Вдохновляйтесь работами, выполненными интерьерными дизайнерами. Появились необычные соединения в предметах декора, такие как вышивка крестом на кухонной утвари. Соединяйте ваши знания и креативность. Для фантазии есть необъятное пространство идей. В Калининградской области есть отличные педагоги, ученики которых — желанные участники олимпиад. Ребята побеждают на олимпиадах и их работы ждут с нетерпением».
На сайте «Школьные олимпиады Калининградской области» (https://olymp.baltinform.ru) уже можно ознакомиться с результатами муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников по физической культуре. По технологии с результатами олимпиады можно будет ознакомиться 11 декабря 2020 года.
Следующая олимпиада состоится 9 декабря 2020 года по немецкому языку.
Справочно: в 2019 году в олимпиаде по технологии приняли участие 703 человека.