Не так давно калининградские математики выпустили онлайн-учебник для учащихся 5-6 классов. Мы встретились с Алексеем Зайцевым, одним из создателей учебника, заведующим лабораторией «Математические методы защиты и обработки информации» БФУ им. И. Канта и преподавателем ЦРОДа, чтобы расспросить его об особенностях онлайн-учебника, а также выведать несколько тайн о грядущей Летней физико-математической школе.

540945_4519114376252_682953077_n летняя физмат 01math DSC_0596

Алексей Иванович, расскажите, что за интересный онлайн-учебник вы недавно выпустили в жизнь?

– В какой-то момент наша команда поняла, как выглядит следующий шаг в эволюции учебников – с использованием современных компьютерных технологий, с интернетом, с видео-объяснениями, со статистикой, с классификацией. Когда эта картинка сложилась у нас в голове, мы стали интенсивно работать, и в результате уже полтора года существует онлайн-учебник по математике для 5-6 классов.

А чем отличается ваш учебник от аналогов?

– Самое важное – это качество. Качество материала, его подачи, его классификации. Я всегда привожу в пример процесс деления чисел в столбик. Кажется, что это очень просто, все знают, что это такое. Но нам надо было добраться до сути, ведь это огромный айсберг. Мы пытаемся объяснить каждую деталь, начиная с того, что деление – это процесс, обратный умножению, и так далее от простого – к сложному.

Я так понимаю, что в учебнике содержание очень хорошо подобрано, чтобы ребенку было проще. А что касается платформы, она мультимедийная?

– Да, конечно. Многие из-за этого путают наш учебник с задачником. В нашем учебнике есть темы, внутри них подтемы, а внутри каждой подтемы еще четыре уровня сложности. Для каждого из них – свой модельный пример, который сразу же вынесен в теоретическую часть. Там объяснено его решение и обязательно приложено видео. У нас своя философия. Если коротко объяснить, то это мел и доска, у нас нет никакой говорящей головы. Видео короткие, динамичные, но максимально насыщены информацией. Ведь важно, чтобы ребенок не отвлекался. Сейчас у нас более тысячи видео – это более 50 часов видеозаписи. Если сесть и пять часов в день не отвлекаясь смотреть, это целых десять дней!

Алексей Иванович, насколько видеоматериалы смотрят сами пользователи?

– Приблизительно 80% смотрят и видео, и текстовое объяснение, которое обязательно присутствует. Чем хороши современные технологии: иногда требуется написать страницу текста для объяснения, а в видео ты можешь это сделать за полминуты. И это все интегрировано. Мы стараемся сделать, чтобы одно дополняло другое. Конечно, ребенок, прочитав текст, уже поймет тему, но вместе с видео понимание в разы увеличивается.

Почему ваш учебник именно для 5-6 классов?

– Потому что начальную школу, как не удивительно, делать сложнее. Дело в том, что там используется вся моторика, нужны счетные палочки, много работать руками, нужно научиться включаться в работу. Хотя и наш учебник тоже ни в коем случае не отменяет работу в тетради. В компьютер нужно лишь вписать ответ, все остальное должно быть сделано в тетради. Рука должна писать обязательно!

Какие отзывы у пользователей учебника?

– Всем нравится. 28 января в рамках областной конференции проходил круглый стол по нашему учебнику. Там присутствовали учителя математики. Они несколько часов рассказывали, выступали с докладами, показывали, как они используют учебник, какие результаты у детей. Есть несколько очень приятных аспектов. Первый – детям нравится. Второй аспект – нравится учителям. Для нас важно, что они не просто высказывают свои положительные отзывы, но еще и просят что-то добавить, какие-то другие темы. Это означает, что пользователям не все равно.

Сколько школ уже используют ваш учебник?

– Посещение выросло в последнее время. Сейчас в день с учебником работает по 500-600 человек. В прошлом месяце у нас работало 4 тысячи уникальных пользователей. Если прикинуть, это почти 4 полноценные школы. В этом месяце, судя по прогнозам, ожидается где-то 6 тысяч уникальных пользователей. Количество детей растет, школы просят включить классы. Сначала мы объявили, что мы каждой школе даем бесплатно один пятый и один шестой класс на весь год. И многие подключились! Сейчас школ-пользователей нашего учебника уже более 40!

Как заинтересованным школам получить доступ к вашему онлайн-учебнику?

– Образовательная организация должна прислать нам заявку. Мы по ней составляем список и высылаем школе логины и пароли на класс, привязываем все это к учителю, чтобы он видел, как

дети выполняют задания. Очень важная часть – это статистика для ученика, учителя, родителей. У каждого из них своя вкладка. Ученик видит заработанные медали – это наша интерактивная система поощрения. Родители могут отследить результативность ребенка, а учитель посмотреть успеваемость всего класса.

Алексей Иванович, вы сами преподаете решение олимпиадных задач в нашем Центре. Кто для вас одаренный ребенок?

– Талант – это 10-15 % успеха. В ребенке очень важна его работоспособность: на сколько он готов работать. Одаренный ребенок – это не тот, который обязательно схватывает налету, а тот, которому ты дашь проблему, он придет к тебе,  неоднократно спросит, но найдет решение за разумное время. Талантливый ребенок – тот, кто прогрессирует. Тот, кто умеет вкладывать свои усилия разумно, правильно.

В Центре есть такие ребята?

– Конечно, ЦРОД – такая замечательная идея, так хорошо, что у нас есть Центр, как место, которое собирает детей вместе. Понятно, что он еще совсем молодой, понятно, что у него и детские болезни есть, но самое важное, что Центр собирает по крупицам в области все, что у нас есть, и пытается из этого сделать монолит. Мне нравится, что приезжают самые разные дети, и что многие из них с амбициями. Хотелось бы, чтобы временной охват был больше, но это невозможно. И так ребята за несколько дней сильно меняются. Даже если сначала кажется, что знания применить некуда, уже само пребывание в Центре меняет человека. Если ребенок попадает в среду, где все интересуются наукой, учебой, он понимает, что он не один, что его все поддерживают, ему становится интересно учиться. И среда начинает делать его.

Совсем скоро Летняя физико-математическая школа, организация которой возложена на вас. Что особенного готовите?

– Мы вместе с администрацией Центра хотим видеть Летнюю школу, включенной в общий процесс, в систему, которая начнет обучение детей в Калининграде на соответствующем уровне. Мы хотим сделать несколько вещей. Первое – это «спринтеры», то есть ребята-олимпиадники. Они будут учиться решать олимпиадные задачи, научаться, как при этом надо думать и размышлять. Это ведь своего рода спорт: надо решать быстро, понимать трюки и знать, как надо мыслить и как к ним подходить. А вторая часть – это научная работа, это бегуны на длинные дистанции. Здесь важно определиться с темами, с теоретическим материалом. И работать потом с ним на протяжении всего года. Конечно, ребят ждут и другие интересные физико-математические модули в рамках ЛФМШ. Более того, к нам приедут мировые звезды математики: доктор физико-математических наук, главный научный сотрудник Института проблем передачи информации РАН, профессор отделения прикладной математики и информатики НИУ-ВШЭ, лучший преподаватель НИУ-ВШЭ по итогам 2014 года Григорий Кабатянский, специалист в области кодирования и криптографии, доктор технических наук, профессор, директор Института информационных систем и защиты информации, заведующий кафедрой безопасности информационных систем Санкт-Петербургского государственного университета аэрокосмического приборостроения Евгений Крук, доктор физико-математических наук, профессор, специалист по теории информации и теории чисел, Университет Гренобеля (Франция) Алексей Панчишкин, профессор Университета Французской Полинезии, обладатель премии Московского Математического Общества (2011) Алексей Зыкин . Мы их приглашаем в университет летом, чтобы они выступили в жюри воркшопов и дали несколько мастер-классов. Важно, чтобы они рассказали живым и понятным детям языком, как действует и как живет настоящая наука, как в мире все это устроено.

А какие проекты по математике ждут участников ЛФМШ?

– Очень сложно найти темы, которые были бы доступны для школьников. Но мы все же нашли несколько. Например, все представляют себе матрицы, и все знают, что такое квадратное уравнение. А как решить квадратное уравнение, когда у вас и «иксы», и коэффициенты – это матрица? Сколько решений? Мы хотим поработать в этом направлении. Но я не буду раскрывать пока что все карты. Главное, что мы хотим создать систему, чтобы у нас постоянно работали люди, волна за волной. Мы хотим, чтобы с детьми работала талантливая молодежь. Чтобы аспиранты передавали свои знания детям. Тогда система начнет работать и продвигать саму себя.

Спасибо за беседу!

Татьяна Шипулина

Аватар

От szahlinyuk