В среду, 4 февраля, юные биомедики 11/22 потока отправились постигать азы науки в эпицентр изучения головного мозга – лабораторию геномных и протеомных исследований Химико-биологического института БФУ им. И. Канта.  Если 3 февраля ребята получали больше теоретические знания, сегодня они всецело погрузились в научный процесс выделения геномной ДНК, а после обсудили инновационные открытия с директором института Максимом Патрушевым.

DSC_0054 DSC_0056 DSC_0058 DSC_0059 DSC_0062 DSC_0063 DSC_0064 DSC_0065 DSC_0068 DSC_0069 DSC_0070 DSC_0071 DSC_0072 DSC_0075 DSC_0077 DSC_0079 DSC_0080 DSC_0082 DSC_0085

Лаборатория биомедицины выездная. Поэтому юные исследователи, избравшие своей научной стезей изучение организма человека, утром 4 февраля отправились в Калининград в Химико-биологический институт БФУ им. И. Канта.

Радушные «хозяева» – научные сотрудники лаборатории геномных и протеомных исследований БФУ им. И. Канта Валерия Патрушева и Диана Парадник – очень тепло встретили юных представителей Центра развития одаренных детей. Короткое знакомство, и участники потока – уже не восьмиклассники, а серьезные ученые. Они рассаживаются за лабораторные столы и готовы приступить к исследованиям. Вчера ведущая лаборатории в Центре Наталья Шушарина рассказала ребятам, что именно геном содержит информацию о наследственности организма и передает ее из поколения в поколение. Сегодня ребята под руководством научных сотрудниковна практике учатся выделять собственную геномную ДНК. Конечно, прежде чем приступить к работе, нужно сначала собрать генетический материал. Как? – Да очень просто. «Берем ватную палочку и  тщательно водим ей по внутренней стороне щеки, а затем отжимаем полученные образцы в пробирку», – обращается к ребятам Валерия Патрушева. Когда генетический материал собран, пройдя каждый из 11 этапов выделениягеномной ДНК, ребята получают свои первые научные результаты. Кстати, процесс выделения ДНК называется ни много ни мало «Протоколом». Встречающиеся в нем поначалу сложные для понимания школьника глаголы из научного словаря «провортексировать», «инкубировать», «процентрифугировать» смущают юных исследователей. Но вскоре все становится понятно. На практике«провортексировать» означает, что пробирку с генетическим материалом нужно встряхивать в течение заданного времени. На следующем этапе, предварительно добавленный реагент, буквально через пару минут изменяет структуру вещества и делает ее однородной. Еще несколько последовательных действий и, вуаля, каждый участник этой научной лаборатории в руках держит пробирку со своей собственнойгеномной ДНК. По словам сотрудников лаборатории, у опытного специалиста этот процессзанимает около 30 минут. У восьмиклассников, которые делали все впервые, конечно, он занял чуть больше времени. Но все же на полчаса меньше, чем предполагалось.

Второй блок занятий в лаборатории – встреча с директором Химико-биологического института Максимом Патрушевым – пожалуй, многих утвердила в мысли стать ученым. Максим Владимирович – человек очень харизматичный, быстро нашел взаимопонимание с ребятами. Яркие, красочные рассказы о волшебстве науки в целом и биомедицине в частности, и ребята жадно внемлют каждому слову, фразе, мысли, произнесенных известным ученым. «Как устроен головной мозг? Что такое галлюцинации и лунатизмс научной точки зрения?» – на эти и многие другие вопросы школьников Максим Владимирович отвечал в легкой и понятной ребенку трактовке. Не в форме лекции, но беседы. Так что встреча с директором института стала настоящей научной дискуссией будущих и действующих ученых. Безусловно, сегодня каждый из ребят стал на несколько шагов ближе к «большой» науке. Отвечая на, казалось бы, странный вопрос о том, действительно ли светится человек, Максим Владимирович парировал: «Да, в некотором смысле это так. Температура тела человека в среднем 36,6 градусов. Благодаря теплу, которое выделяет инфракрасные волны, мы, можно сказать, светимся в инфракрасном диапазоне». Но, пожалуй, основной вывод, который ребята сделали по итогам встречи с ученымв том, что все наши даже самые фантастические мысли могут быть реализованы и объяснены наукой в будущем. «Главное, чтобы ваша  гипотеза не противоречила фундаментальным законам», – поделился своим опытом научных открытий ученый с мировым именем. Тогда рано или чуть позже, но обязательно, появятся новые области, которые будут исследовать сегодняшние школьникии совершат настоящий научный прорыв в будущем.

Аватар

От szahlinyuk