Лето-2017

В рамках летней кампании 2017 года ЦРОД реализовал VII (семь) тематических и профильных программ для детей и подростков с учетом возрастных потребностей, индивидуальных способностей и интересов участников. Каждая программа включила в себя компоненты образовательного, оздоровительного, досугового содержания: арт-мероприятия, учебно-практические занятия, спортивные соревнования и туристические маршруты, встречи с яркими представителями профессиональных сообществ.

Участниками программ стали школьники в возрасте от 7 до 17 лет, мотивированные к развитию знаний, умений и навыков, все те, кто заинтересован в приобретении новых контактов, готов активно участвовать в программных блоках смены.


«Янтарный город: Школа путешествий» (1-10 июня (I смена) и 12-21 июня (II смена))

Общее течение смен соединены единой концептуальной задумкой. Участник становится «жителем» города, состоящего из пяти «кварталов» (группа 25-30 детей),  включается в сюжет игровой легенды под наставничеством двух компетентных «квартальных» (воспитателей). Важной традицией смен является борьба кварталов за ложки «золотого песка». Проявляя себя в различных программных блоках смен, предоставляется  право поместить трофей в янтарную колбу «квартала».

I и II смены «Янтарный город: Школа путешествий» имеют связанную между собой содержательную часть, при этом события смен не дублируются. Участникам первой смены предоставилась возможность стать участниками второй (с выездным родительским днём) и продлить время продуктивных каникул!

Направленность программы:  в основу программы легла социально-экономическая игра, тесно взаимосвязанная с образовательной частью. Согласно легенде,  участнику необходимо было приступить к практическому обучению по модулям на базе двух из 16 действующих учреждений «Янтарного города», представляющих направления:

  • научно-техническое (робототехника, 3-D моделирование, нейропилотирование и др.)
  • краеведческое (история, география, экология)  
  • лингвистическое (русский, английский, немецкий языки)
  • искусство (музыка, хореография, ИЗО, прикладное творчество и др.)

По результатам стажировки, сотруднику ежедневно выплачивалась заработная плата в игровой валюте «Янтарного города» — «дорц». В конце смены участники представляли наработки учреждения инвесторам, готовым заплатить деньги за уникальные проекты жителей города. В завершение смены, подсчитав собственный капитал, жители принимали участие в традиционном итоговом аукционе. На аукционе есть возможность приобрести ценные подарки, можно научиться распоряжаться финансовыми накоплениями. Жизнь города динамичная, в нём работали паспортный стол, бюро вакансий, банк, налоговая инспекция, общественный совет. Особую атмосферу смене придала изобретённая учёными города в 2016 году машина времени! Именно с помощью неё каждое утро жителям удавалось перемещаться в пространстве и времени, путешествовать во вселенной и становиться участниками красочных и уникальных событий.

Фото со смены: тут и тут.


Тематическая смена «#ЦРОД! Камера! Мотор!» (23 июня -1 июля)

«#ЦРОД!  Камера! Мотор!»– это творческо-техническая смена, итогом которой является Открытый молодежный фестиваль короткометражного кино. В рамках смены участники становятся «сотрудниками» одной из пяти кинокомпаний, каждая из который состоит из двух съёмочных групп.

Художник-постановщик, гример, режиссер монтажа, оператор, звукорежиссер, креативный продюсер, репортер, композитор, актер — всего более 15 важнейших профессий! Работа каждого участника влияет на конечный результат.

Рабочий день начинается с посещения занятия. Переняв все самое ценное у наставников и получив рекомендации, съемочная группа собирается и приступает к съёмкам. Смена направлена на формирование теоретической и практической базы кинопроизводства. Для работы на смене привлекаются действующие деятели киноиндустрии, театра и телевидения. Старшим наставником смены выступила второй режиссер кинопроизводства г. Москва, успевшая поработать над созданием рекламных роликов для «IKEA», «Hyunday», «Samsung», а также целого ряда известных отечественных художественных и телевизионных фильмов — Фогельгезанг Людмила Игоревна.

Старшим куратором съемочного процесса стал автор и режиссёр документального фильма «Свет», автор молодежного проекта Калининградской области «Кино-поезд», председатель студенческого совета БФУ им. И. Канта Мариненко Эдуард Андреевич.

Фото со смены: тут.


Профильная физико-математическая школа (3-12 июля)

«Летняя физико-математическая школа» — курс на победы в олимпиадах и долгосрочные научные проекты. «Летняя физико-математическая школа» популяризирует физико-математическое и инженерное образования, стимулирует творческую активность и развитие способностей одаренных детей, что является важнейшим условием для повышения качества кадрового потенциала специалистов инженерно-технического профиля, обеспечивающих стратегическое развитие страны ее обороноспособность и лидерство в мире.

Летняя физико-математическая школа объединяет не только ребят, совершенствующих себя в области решения олимпиадных задач, но и тех, кто занимается долгосрочными научными проектами по физике и математике. Традиционно к ребятам приезжают настоящие звёзды математики. В рамках одной из школ к ребятам приехали: специалист в области кодирования и криптографии, доктор технических наук, профессор, директор Института информационных систем и защиты информации, заведующий кафедрой безопасности информационных систем Санкт-Петербургского государственного университета аэрокосмического приборостроения Евгений Крук, доктор физико-математических наук, профессор, специалист по теории информации и теории чисел, Университет Гренобля (Франция) Алексей Панчишкин, а также ряд  других известных ученых.

Интересные образовательные события органично сочетаются с занятиями спортом и культурными мероприятиями. Кроме того, участники физико-математической школы сумеют развивать себя в клубах по интересам: инфографика, ирландские танцы, актерское мастерство, спортивное ориентирование, секреты скорочтения, основы спортивного альпинизма, 3Д рисование и т.д.

Летняя физико-математическая школа для старшеклассников проводится совместно с БФУ им. И. Канта и позволяет углублено изучать профильные предметы, подготовиться к олимпиадам и конкурсам различных уровней. В программе смены интенсивная образовательная деятельность, математические бои, интеллектуальные игры, встреча с выдающимися математиками современности, творческие и спортивные мероприятия и другие виды активной занятости. Дружная команда опытных и профессиональных воспитателей сделает смену незабываемой и поможет школьникам «зарядиться» перед началом нового учебного года!

Фото со смены: тут и тут.


«Янтарный город: Траектория» (14-29 июля (V смена) и 16-30 августа (VII смена))

В мире выделяется около 40 тысяч различных профессий. Среди них есть профессии будущего и те специализации, которые появились в жизни человечества много веков назад.  Смена основывается на образовательных технологиях, позволяющих участникам  спланировать начальный этап карьерной траектории, верифицировать выбранный профессиональный путь.

В «Янтарном городе» функционировали около 15 отраслевых профцентров (безопасность, культура и искусство, легкая промышленность, машиностроение, медиа, медицина, образование, робототехника, сельское хозяйство, строительство, транспорт, туризм, финансы, IT-сектор и др.) По результатам собеседований участников смены зачисляли на обучение.

Обучение в профцентре позволило детям познакомиться с особенностями профессий, перенять опыт у практикующих представителей различных отраслей, изучить теорию и отработать практику на выездном занятии в организациях области, посетить мастер-классы и принять участие  в проекте «Лучший по профессии», пройти зачетную сессию, проверив уровень освоения программы и продемонстрировать приобретенные профессиональные навыки.

Фото со смены: тут и тут.


Профильная межпредметная школа «Лаборатория Z+» (31 июля — 14 августа)

Школа проходила под девизом: «Осваиваем иностранные языки, исследуем окружающий мир и развиваем творческие способности». Основной целью программы школы является формирование у участников интереса к изучению профильных направлений, а также углубление знаний в (естественных, точных, гуманитарных науках), научно-исследовательской деятельности, развитию творческих способностей.

Школа реализуется при партнерстве с институтами Балтийского федерального университета им И. Канта:

• Института живых систем
• Института природопользования, территориального развития и градостроительства
• Института гуманитарных наук
• Института физико-математических наук и информационных технологий

Участники, разделившись на 12 автономных лабораторий, прошли все стадии научного поиска: от выявления гипотезы, постановки целей и задач, до представления результатов исследований. Ребята занимались совершенствованием разговорных навыков по английскому, немецкому и русскому языкам.

Межпредметность – одна из главных тенденций развития современного образования. Два направления – лингвистическое и естественнонаучное – была создана уникальная образовательная среда, межпредметная коммуникация подарила множество вдохновляющих идей и открытий. Общение с молодыми учёными помогло создать новую мотивацию для обучения.

Лаборатории, которые работали летом 2017 года:

Лаборатория «Айтрекинг: гляжу в книгу» (руководители лаборатории Швайко Дарья Александровна и Буденкова Екатерина Александровна)

Когда мы обучаемся чтению, мы неосознанно выбираем подход к восприятию и пониманию текста, который в дальнейшем и используем всю жизнь. Взгляд движется по строчкам непрямолинейно, тормозя на длинных словах, спотыкаясь на незнакомых терминах, делая возвратные движения к непонятым отрывкам текста. От стратегии движения взгляда зависит скорость и эффективность усвоения информации. И, как следствие, академическая успеваемость в школе и университете.

Наше айтрекинговое исследование позволит распознать стратегию чтения человека, регистрируя и анализируя движения его глаз. И через движения глаз сделать выводы о работе мозга. За время работы мы с вами узнаем о механизмах, связывающих движения глаз с памятью и вниманием, научимся работать с современным айтрекером, анализировать тепловые и трекинговые карты движения глаз, выясним эффективность своей стратегии чтения и способы её оптимизации. 

 Лаборатория «Цвета цветов» (руководители лаборатории Скрыпник Любовь Николаевна и Федураев Павел Владимирович)

В рамках работы нашей лаборатории, мы сможем узнать ответы на эти и многие другие вопросы. За время работы в нашей лаборатории мы познакомимся с ролью пигментов в процессе фотосинтеза,а так же с современными методами выделения и определения компонентов клетки, на практике определим содержание различных пигментов в растениях, узнаем как за счет современных методов генетики можно получить цветы любого цвета и исследуем связь между искусством и наукой на примере пигментов.

Мы постараемся ответить на самые заурядные вопросы: «Почему трава зеленая?», «Почему небо голубое?»; с позиции современной науки и по результатам нашей работы постараемся создать свой набор «природных» красок.

 Лаборатория «Урбанистика» (руководитель лаборатории Левченков Андрей Викторович)

Как и в каком направлении должен развиваться город? Как сделать его лучше для жизни и что, в таком случае, делать с заброшенными промышленными зонами? В рамках работы нашей лаборатории мы сможем ознакомиться как с общими современными проблемами и вызовами градостроительства, так и с его частными локальными задачами. Узнаете, какие урбанистические концепции применяются в мире, как реализуются градостроительные проекты по восстановлению промышленных зон за рубежом и в России. Примите участие в разработке проекта по новому использованию заброшенных промышленных территорий. Получите знания и навыки территориального планирования, произведя собственный анализ проекта и обосновав его содержание. По результатам нашей работы мы предложим свой оригинальный проект восстановления выбранного вами индустриального объекта или территории.

Лаборатория немецкого языка «Языковая мозаика»

Изучение немецкого языка может даваться нелегко из-за замысловатой грамматики. Лаборатория «Языковая мозаика» поможет разобраться во всех ее премудростях! С помощью игр и интерактивных занятий мы научимся разгадывать грамматические головоломки, узнаем способы образования слов, вспомним правила построения предложения.

Каждый язык самобытен. Он имеет собственные выражения, которые отражают менталитет и обычаи народа. Он формирует наше сознание, пропитывает заложенной в нем культурой. Настоящая сокровищница народной мудрости – фразеология. В нашей лаборатории мы погрузимся в мир идиом и фразеологизмов, узнаем историю их возникновения, их скрытый смысл, и научимся использовать их в речи.

Нам предстоит научиться слушать и понимать немецкую речь, извлекать из нее необходимую информацию, самостоятельно вести диалог, а также делать сообщения на различные темы. Вы не только усовершенствуете свой язык, но и получите удовольствие от занятий!

Лаборатория английского языка «Калейдоскоп».

Знание языка – это, прежде всего, знание словарного фонда. Как вы думаете, сколько слов знает средний человек? Исследования показывают, что лексический словарь великого английского поэта и драматурга Уильяма Шекспира составляет 29 тысяч слов, тогда как современный американский школьник обходится в своей речи примерно 2 тысячами слов. А сколько слов в вашем индивидуальном запасе? И сколько английских слов нужно знать для того, чтобы свободно читать и понимать газеты и литературу по специальности? В лаборатории английского языка «Калейдоскоп» мы пополним свой лексикон, систематизируем и отработаем правила английского словообразования. Анаграммы, словарные викторины и упражнения на систематизацию лексики и на употребление синонимов и антонимов, омофонов и омографов, идиом и фразовых глаголов помогут вам расширить кругозор, потренировать память и внимание. Научимся грамотно строить свои высказывания, задавать вопросы, а также познакомимся с разговорными клише, узнаем секреты общения с носителями языка, познакомимся с важной информацией, которая позволит вам не потеряться в чужой стране.

Лаборатория русского языка «В теме» (руководитель лаборатории Черняков Алексей Николаевич)

Зачем нужен язык и какое место он занимает между человеком и миром? Человек создает язык — а способен ли язык влиять на человека, определяя его «оптику» взгляда на действительность? Мы узнаем, что такое жаргон, сленг и вместе попытаемся провести исследование языка, на котором говорит современная молодежь.

Язык — важнейшее средство человеческого общения, без языка общение невозможно. А можно ли придумать свой язык? Хотите узнать, почему люди говорят, осознать, какие закономерности определяют его существование? В нашей лаборатории мы сможем понять, как устроен язык, как он «работает», а потом попробуем на время стать переводчиками, например, с японского, греческого или мордовского.

Во время работы лаборатории мы научимся грамотно строить речь, преодолеем страх публичных выступлений и познаем секреты словесной импровизации.

Мы расскажем Вам о том, как и почему изменяется русский язык, что такое «язык интернета» и как к нему относиться. На примере анализа типовых мемов рейтинговых молодежных пабликов мы не только узнаем о правилах и механизмах создания языковой игры, но и научимся самостоятельно создавать языковые шутки. В процессе нашей работы вы с удивлением обнаружите, что исследование речевых мемов позволит понять важнейшие коммуникационные проблемы молодых пользователей интернета. Только в отличие от тех подростков, которые допускают коммуникативные ошибки и не знают, как с ними справиться, вы научитесь их легко избегать.

Лаборатория «Молекулярная медицина» (руководитель лаборатории Патрушева Валерия Евгеньевна)

На практике мы научимся выделять и очищать ДНК, делать ее видимой для человеческих глаз, узнаем, что нужно для того, чтобы люди не болели совсем. Но самое главное, мы с вами научимся определять мутации в ДНК. И это нам позволить выявить мутантов среди нас!

Кроме того, мы погрузимся в настоящий мир исследований, и даже попытаемся смоделировать эксперимент по созданию зомби… Возможно ли это? Узнаем!

Лаборатория «Дело №39» (руководитель лаборатории Сотников Егор Борисович и Филякова Надежда Александровна)

Наверняка ты слышал или читал в местной прессе о ряде загадочных преступлений. Нам нужна твоя помощь, чтобы их раскрыть. Мы познакомим тебя с азами нелегкого ремесла и с основами молекулярной биологии и генетики, научимся собирать улики, отбирать пробы с мест преступлений, проводить начальные экспертизы, выделять ДНК с образцов…

Фото со смены: тут.