Образовательный центр «Сириус» предлагает школьникам разнообразные программы по искусственному интеллекту. Учащиеся совместно с ведущими российскими компаниями и университетами смогут погрузиться в работу над реальными задачами в области ИИ и на стыке дисциплин. Новый сезон проектной деятельности в сфере искусственного интеллекта стартует осенью этого года.

Все программы бесплатные и реализуются в рамках нацпроекта «Цифровая экономика». Для школьников будут доступны новые проекты «Уроков настоящего», «Сириус.Лето» и «Сириус.ИИ». Программы помогают учащимся 7–11-х классов узнать больше об искусственном интеллекте и применить свои знания на практике. Для этого ребята выполняют научно-технологические задачи от академических и индустриальных партнеров Образовательного центра.

Участникам потребуются фундаментальные знания в области математики, программирования и ИИ. Получить их можно на Сириус.Курсах уже этим летом, ведь длинные каникулы – прекрасная возможность уделить больше времени саморазвитию. 

«С одной стороны, ребята углубляют знания: решение реальных задач позволяет приобрести опыт работы с технологиями. На протяжении всего процесса работы школьникам помогают в этом наставники – эксперты из индустрии и академии, которые являются признанными специалистами в своих областях. С другой стороны, проектные программы подразумевают работу в команде. Участники не только развивают предметные навыки, но и учатся взаимодействовать со сверстниками, вместе достигать результата», – рассказывает Александр Садовников, руководитель отдела аналитики АНО «Сириус.Курсы», преподаватель курсов по искусственному интеллекту и методист направления «Большие данные» программы «Большие вызовы» Образовательного центра «Сириус».

«Уроки настоящего»: ИИ опознает леопарда по его пятнам

В рамках программы «Уроки настоящего» участники сформировали школьные студии и работали над задачами от вузов, крупнейших научных институтов и компаний. Всего за учебный год в программе приняли участие 140 студий, они реализовали более 400 проектных решений для задач из различных научно-технологических областей, в частности, искусственного интеллекта. Среди таковых – необычная задача от Сбера на стыке экологии и ИИ. Школьники разрабатывали прототип системы, которая позволит идентифицировать леопардов в дикой природе по снимкам с фотоловушек. Сегодня подобными сервисами пользуются некоторые заповедники и национальные парки: это необходимо для исследования популяций и контроля их стабильности.

Участники из Белгорода представили прототип сайта, благодаря которому любители природы смогут отследить леопардов на территории заповедника.

«Снимки с фотоловушек передаются на сайт, где каждое животное идентифицируется по уникальному рисунку пятен. У каждого леопарда этот рисунок индивидуален, как отпечатки пальцев человека. Данный узор идентифицирует специально обученная для этих целей нейросеть, – рассказывает один из участников команды, 11-классник Максим Трунтов— У каждого леопарда появляется свой профиль на сайте, где указывается идентификационный номер, пол, возраст, последнее место пребывания. Такой сервис полезен как сотрудникам заповедника, так и людям, увлеченным изучением природы и животных».

Сириус.Лето: голосовой помощник станет «человечнее»

На программе «Сириус.Лето» партнеры предложили ребятам задачи, связанные с актуальными вопросами науки, технологии и бизнеса. Каждая команда выбрала одну из них и весь год занималась реализацией проекта вместе с наставниками – студентами региональных вузов. В мае участники представляют итоги работы, защитив свои проекты.

За учебный год участники реализовали более 900 проектов по тематике искусственного интеллекта и смежных областей. Например, ребята разработали систему рекомендаций медицинских статей, написанных врачами «Медси» для пациентов клиники. Или создали модель машинного обучения, которая делает речь голосового бота «Тинькофф» более естественной за счет хезитаций — колебаний, связанных со спонтанностью высказываний.

«Согласно статистике, многие пользователи банка, слыша механизированный голос, прерывают общение. Они неохотно взаимодействуют с голосовыми помощниками, предпочитая им обычных людей. При этом голосовые сервисы позволяют компаниям разгрузить работу операторов и оперативнее обрабатывать запросы. Мы разработали приложение, в основе которого лежит модель машинного обучения: она анализирует голос робота и выбирает подходящее место для пауз и междометий. Для обучения модели мы использовали аудиозаписи из открытых источников, содержащие примеры речи с хезитациями», – рассказывает участник проекта, 11-классник из Санкт-Петербурга Филипп Игнатенок.

«Сириус.ИИ»: навигатор проложит маршрут внутри большого здания

Осенью и весной состоялись первые запуски программы «Сириус.ИИ». Школьники, определившись с темой проекта, объединились в команды и работали над общей задачей. Команды, которые предложили оптимальные решения, были приглашены для реализации своих идей на очный этап в Образовательный центр «Сириус». За учебный год на участие в программе было подано 1 250 заявок. В итоге команды реализовали более 480 проектных решений, а 37 команд стали участниками очного этапа в «Сириусе».

9-классник из Свердловской области Дмитрий Мухин работал в составе команды над созданием навигатора для Университета «Сириус». Цель проекта – помочь сотрудникам и гостям лучше ориентироваться в многочисленных локациях здания. 

«Мы остановились на формате сайта, а в будущем планируем дополнительно разработать и приложение. Система работает следующим образом: по помещению расставляются специальные метки, которые пользователь будет сканировать. Система определит местонахождение, после чего пользователь выберет нужную ему локацию, и система на основе алгоритмов искусственного интеллекта проложит оптимальный маршрут до нее», – рассказал Дмитрий Мухин.

Сириус.Курсы: искусственный интеллект с нуля для всех

Чтобы все желающие могли изучать искусственный интеллект в удобное для себя время и улучшить свои знания в этой области, онлайн-школа «Сириуса» разработала специальную линейку курсов по ИИ. На странице «Навигатора “Сириуса” по искусственному интеллекту» ребята имеют возможность выстроить собственную траекторию обучения и пройти 19 бесплатных онлайн-курсов, приобретя нужные навыки. Для тех, кто только начинает знакомиться с темой ИИ, будет полезен курс «Знакомство с искусственным интеллектом», где школьники получат представление об ИИ и его возможных применениях в разных областях – от финансовых технологий до разработки месторождений нефти. Кроме того, школьники могут пройти курсы по математике и программированию – наукам, лежащим в основе алгоритмов ИИ.

Ребята, которые освоили необходимые темы по математике и информатике, приглашаются к изучению непосредственно технологий ИИ на специализированных программах. В курсе «Введение в машинное обучение» участники узнают, из каких этапов состоит процесс решения задачи машинного обучения, изучат и реализуют свои первые алгоритмы искусственного интеллекта. 

Курс «Глубокое обучение» посвящен нейронным сетям, которые лежат в основе современных алгоритмов искусственного интеллекта. Ребята узнают, какие принципы лежат в основе подобных моделей, а также изучат подходы к решению различных задач (например, обработки изображений и текстов) с помощью нейронных сетей. На курсе «Обработка естественного языка» школьники глубже изучат принципы автоматизированной работы с текстом. В частности, познакомятся с технологиями, которые лежат в основе современных языковых моделей, таких как ChatGPT.

Также в начале мая в линейке курсов по искусственному интеллекту открылся абсолютно новый курс «Обучение с подкреплением». Он состоит из двух частей: теоретической и практической. В теоретических модулях ребята узнают о создании интеллектуальных агентов, которые учатся решать задачи, взаимодействуя с окружающей средой. Примерами подобных агентов являются роботы или персонажи в видеоиграх. В практических модулях ученики создадут своих первых агентов для решения модельных задач: например, балансировки маятника или управления машиной при въезде в гору.