Юлия Александровна Скабицкая, прежде чем нашла себя в преподавании, попробовала себя в разных сферах. Сегодня Юлия Александровна руководитель региональной программы олимпиадной подготовки по направлению «Информатика», учитель информатики в СОШ № 31 г. Калининграда, в рамках 12/39 информационно-технического потока ЦРОД вела модуль «Эффективные алгоритмы при решении олимпиадных задач». О тонкостях программы олимпиадной подготовки по направлению «Информатика», различиях между олимпиадным и промышленном программировании и многом другом вы узнаете из интервью с Юлией Александровной.
– Юлия Александровна, расскажите, пожалуйста, немного о себе.
– Я работаю в СОШ № 31 г. Калининграда учителем информатики и заместителем директора по информатизации. По первому образованию я программист. После университета я некоторое время была связана с разработкой промышленных приложений и руководила организационными процессами, связанными с этим. Мой профиль был смежным между технической работой и административной. Видимо, с тех времён я именно в этой сфере наиболее эффективна.
– А как вы пришли в образование?
– Мне было очень скучно, и после промышленной разработки был ряд экспериментов: была журналистика, были различные финансовые структуры. Однажды я поняла, что не знаю, зачем хожу на работу и появилась необходимость ответить себе на этот вопрос. Тогда я подумала, что надо попробовать себя в профессии, в которой я вижу смысл. А смысл я тогда видела в работе учителей и врачей. Так я пришла в образование и, к своему удивлению, задержалась.
– Что включает программа олимпиадной подготовки по информатике?
– По результатам муниципального и регионального этапа всероссийской олимпиады мы набрали 20 ребят из 9-11 классов, которые мотивированы на более высокие достижения. С ними в качестве тренера работает доцент кафедры прикладной математики Института прикладной математики и информационных технологий Сергей Анатольевич Григорьев. Дополнительно мы набрали 10 ребят из 8-х классов, с которыми сейчас я занимаюсь сама, чтобы потом передать их в руки Сергея Анатольевича. Поскольку у нас публика разная и есть много ребят из области, работа строится преимущественно дистанционно.
– Как строится учебный процесс?
Теоретической подготовкой ребята занимаются сами, используя дистанционный курс, разработанный Денисом Павловичем Кириенко. Он член оргкомитета и жюри различных олимпиад по информатике в Москве, учитель информатики школы № 179 г. Москвы и преподаватель летней компьютерной школы (ЛКШ). Также ребята еженедельно прорешивают и разбирают контест олимпиадных задач разных уровней, подготовленный Сергеем Анатольевичем Григорьевым. Если все пойдет так, как я планирую, и ребята напишут вступительную работу в Летнюю компьютерную школу, то самым целеустремленные и упорным из наших учеников обучение там будет оплачено за счет средств, выделенных Министерством образования на реализацию этой программы.
– Сложно было набрать мотивированных ребят?
– Сложно. Дело даже не в том, что их немного, а в том, что это те же дети, которые хороши в и физике, и математике и информатике одновременно и ребятам приходится делать выбор, что для них более приоритетно. Мне кажется, что олимпиадная подготовка по информатике и математике могли бы очень удачно друг друга дополнять. Полагаю, что здесь было бы интересно продумать какой-то, возможно, совместный блок.
– Насколько хорошо наши калининградцы представлены во всероссийском олимпиадном движении? Как они выступают в олимпиадах по информатике?
– Пока никак не представлены, и это очень грустная картина, если честно. Два года назад мы начали организовывать на базе МАОУ СОШ № 31 региональные этапы всероссийских командных олимпиад по программированию. Мы проводили турнир Архимеда и Всероссийскую командную олимпиаду школьников по информатике. Мне было очень интересно посмотреть, как Калининградская область выглядит на фоне других регионов. Конечно, очень сильно работает Москва, Санкт-Петербург, Казань, Новосибирск. С ними нас даже сравнивать пока что нельзя. Но я очень надеюсь, что программа, которую мы сейчас реализовываем, и ребята, которых мы набрали, эту картину поменяют.
– Через какое время вы ждёте результатов этой программы?
– Для меня самый точный показатель – это региональный этап всероссийской олимпиады школьников в следующем году. Сейчас на региональном этапе этого года удачно выступили 4 участника из (результат в диапазоне 400 – 500 баллов), при том что заявлено было 36 человек. Средний результат наших участников в этом году — приблизительно 200 баллов. В следующем году я рассчитываю, что всеребята, обучающиеся сейчас по нашей программе покажут результат не ниже 400 баллов.
– Как вы считаете, почему такой низкий уровень?
– На мой взгляд, потому что подготовка «олимпиадных» ребят очень трудозатратный процесс. И обычно учителю в школе трудно выделить такое огромное количество времени для работы с одним ребёнком. Во-вторых, уровень подготовки учителя для того, чтобы подготовить к успешному участию в олимпиаде старшеклассника должен быть очень и очень высоким. Идеально, если учитель сам является играющим тренером. К сожалению, в школе не всегда учитель может позволить себе такую роскошь в условиях своей загруженности. Это я, к сожалению, знаю по себе.
– Юлия Александровна, некоторые участники программы олимпиадной подготовки также есть обучающиеся IT ШКОЛЫ SAMSUNG. Какие это дети? И как промышленное программирование отличается от олимпиадного?
– Это очень мотивированные дети. Я считаю, что если ребенок готов в субботу ехать куда-то программировать, – это уже говорит о том, что он настроен серьезно. Что касается олимпиадного и промышленного программирования – это, безусловно, разные направления подготовки. Олимпиадное программирование предполагает очень много математики и точной работы с инструментами, которые, на самом деле, достаточно абстрактны. В промышленном программировании в финале всегда есть результат – окна, кнопки, рабочее приложение. Ты всегда сразу видишь результат того, что делаешь. Решение же олимпиадной задачи – это процесс, в который ты погружаешься полностью, и результат получаешь только в том случае, если твое решение совершенно. Это дает ни с чем не сравнимое чувство победы и ощущение, что ты совершил что-то невозможное.
– Что нужно, чтобы побеждать в олимпиаде? Какие знания должны быть у олимпиадника?
– В первую очередь ребенку должно быть очень приятно программировать, он должен получать от этого такое удовольствие, которое перекрыло бы все те огромные затраты времени и сил, потраченные на достижение результата. Ведь если человек не получает от этого удовольствия – это не посильный труд. Ребята во время подготовки сидят за компьютером вечерами, ночами, на переменах. Я почти уверена, что эти дети практически не играют или играют крайне редко. И мне очень нравится в этих ребятах, что они получают просто нереальное удовлетворение от того, что они делают. Если есть запал, вопрос победы в олимпиадах решается сам собой.
– Девочки у нас есть, но их немного. Сейчас в младшей группе (8 классы) одна девочка и в старшей группе (9-11 классы) две.
– Это связано с тем, что программирование считается мужской профессией?
– Я вам честно скажу, сильных девчонок, которые в этой сфере добивались бы серьезных успехов я не знаю. Возможно, они есть. Но все же преимущественно, это мужской вид спорта.
– На информационно-техническом потоке вы вели модуль «Эффективные алгоритмы при решении олимпиадных задач». Какие, на ваш взгляд, самые эффективные методы?
– На самом деле, есть ряд алгоритмов, которые надо знать, чтобы иметь шансы быстро и эффективно справляться с задачей. Есть ряд специфических алгоритмов поиска и сортировки данных, обработки строк и работы с файлами. Необходимый инструментарий редко преподаётся в школе, но это базовые вещи, которые необходимы ребенку в качестве инструментов для работы с олимпиадными задачами. И я очень рада, что нам с ребятами-олимпиадниками удалось встроиться в ИТ поток Центра развития одаренных детей.
– Есть мнение, что олимпиада – это спорт. Вы согласны с ним?
– Я считаю, что это действительно так. В олимпиадах, как и в спорте, очень много зависит от подготовки. Безусловно, талант программиста играет огромную роль, но вместе с ним есть еще ежедневный и упорный труд, направленный на достижение цели. И не всегда более талантливый ребёнок выиграет у более подготовленного. Для меня понимание спорта связанно с непрерывным процессом развития. В ходе подготовки к участиям в олимпиадах дети развиваются очень быстро, и это для меня роднит два эти понятия.
– Ваше пожелание ребятам-участникам олимпиадной подготовки?
– Мне хотелось бы, чтобы они не потеряли вкуса к программированию, причём именно к олимпиадному программированию, которое позволяет каждый раз, когда ты сдал задачу, ощутить, что ты гениален. Я очень рада, что сейчас у ребят есть возможность общаться с другими, равными по уровню. На мой взгляд, появляется огромный стимул, когда они собираются командой и понимают, что несмотря на то, что они – лучшие у себя в школе, им есть куда расти. На мой взгляд это понимание новой планки для себя может быть для ребят ключевым.
– Юлия Александровна, как вы считаете, где бы могли применить свои знания нынешние участники программы олимпиадной подготовки в будущем?
– После окончания вузов наши ребята могут стать очень сильными программистами из числа тех, которые способны не принципиально новые решения, которые меняют наше восприятия привычного и нормального. Я очень надеюсь, что еще буду жить в том мире, который они будут создавать. Мне очень интересно на него взглянуть.
– Спасибо за интересную беседу.
Текст: Вероника Понамарёва