Русский язык – язык искусства, прекрасный инструмент величайших произведений мира. Александр Сергеевич Пушкин, Лев Николаевич Толстой, Фёдор Михайлович Достоевский поведали всему миру о русском языке в прозе и в поэзии, наполнив мировую литературу изящными и красноречивыми конструкциями.

Русский язык – язык науки! Первые слова, прозвучавшие в космическом пространстве, сказаны на русском языке.

Русский язык – третий предмет цикла Всероссийской олимпиады школьников. Вчера, 15 января школьники Калининградской области, выполняя олимпиадные задания регионального этапа ВсОШ, демонстрировали свои способности во владении грамматикой, фонетикой, истории русского языка в течение 3 часов и 55 минут.

Ученица 10 класса МБОУ СОШ «Школа Будущего» Алина Дубчак рассказала о том, что приносит участие во ВсОШ:

«Олимпиады ВСОШ, в первую очередь, помогают развить кругозор и логическое мышление, ведь они основаны не только на школьной программе. Зачастую хорошие знания в других областях помогают справиться с трудностями.
Победители и призеры заключительного этапа олимпиады имеют право быть зачисленными на профильный факультет любого вуза без вступительных экзаменов, что является мотивацией для усиленной подготовки и участия.»

Комментирует ход олимпиады председатель жюри регионального этапа Ольга Леонидовна Кочеткова:

«Задания олимпиады по русскому языку всегда связаны с тем или иным уровнем языковой системы – грамматикой, лексикой, морфемикой и т.д. или той или иной отраслью лингвистики. Комбинации этих тематических направлений заданий каждый год разные, но всегда находятся в названных отраслевых пределах и всегда носят проблемный, эвристический характер, активизируют творческий потенциал участников олимпиады. Это касается и заданий регионального этапа олимпиады этого учебного года.
Выполняя задания, участники олимпиады должны продемонстрировать знание фонетической, семантической, лексической, грамматической и др. систем русского литературного языка и знание истории русского алфавита и основных этапов становления русской орфографии; знание норм современного русского языка и знание русской фразеологии, навыки синхронного и диахронического морфемного и словообразовательного анализа, умение анализировать синтаксические явления русского языка. Но при этом следует иметь в виду, что олимпиадные задания не столько проверяют лингвистические знания участников, сколько позволяют выявить их творческие способности, отобрать из них наиболее способных для участия в заключительном этапе олимпиады, развить у них интерес у научно-исследовательской деятельности.»

Также Ольга Леонидовна сообщает об этапах проверки работ участников, о проведении разбора и о том, как определяются призеры и победители:

«Работы участников олимпиады проверяют члены жюри в соответствии с критериями и балльной системой, установленными Центральной предметно-методической комиссией по русскому языку, которая разрабатывает и задания для регионального этапа олимпиады. На основе определенного жюри балльного рейтинга участников определяются победители и призеры в каждой возрастной группе участников. Кроме того, члены жюри после объявления предварительных итогов олимпиады проводят разбор заданий, знакомят участников олимпиады с основными идеями их решения, с типичными ошибками, допущенными участниками олимпиады при выполнении заданий, а также участвуют в рассмотрении апелляций.
Победителям регионального этапа олимпиады, которые будут представлять наш регион на заключительном этапе Всероссийской олимпиады школьников хочется сказать: верьте в свои силы, проявляйте волю и усердие, стремитесь к победе. Надеюсь, что участие в олимпиаде приносит вам радость познания, счастливые минуты озарений, помогает проявить свой интеллектуальный потенциал.»

16 января русский язык сменила другая предметная область, где также важно оперировать синтаксисом, соревноваться в семантике – в свои права вступила информатика, где на протяжении двух дней школьники примут участие в состязании по решению задач. Для эффективного решения необходимо вооружиться знаниями в области дискретной математики, комбинаторики, логики, теории множеств, линейной алгебры!