Во вторник, 21 ноября в нашем городе побывал доктор наук, профессор, заместитель начальника Департамента педагогики Московского городского педагогического унмверситета Куприянов Борис Викторович с образовательной лекцией для коллег в сфере дополнительного образования. После выступления в областном детском Центре экологического образования и туризма он с большим удовольствием посетил Центр развития одаренных детей, где ребятам из детского пресс-центра удалось с ним немного побеседовать.

-Здравствуйте, Борис Викторович. Мы очень рады видеть Вас у нас в гостях. Впервые ли Вы в Центре развития одаренных детей, нравится ли Вам здесь?

-Добрый день. Да, у вас я в первый раз, и за время ознакомительной экскурсии по Центру, у меня сложилось первоначальное представление об этом месте.

-И как Вы оцениваете такой формат работы с молодежью?

-Та модель, в которой существует ЦРОД в Калининграде, она безусловно имеет право на существование, потому что она базируется на нескольких таких традиционных классических практиках организации работы с детьми, которые сложились еще в советское время, и поэтому я считаю, что это такая хорошая ретро-инновация, если можно так сказать.

-Во время семинара в Центре экологического образования и туризма от Вас прозвучала фраза о том, что дополнительное образование нужно, чтобы ребенок мог сделать верный выбор своей будущего призвания.

-Да, и причем я убежден, что выбор дополнительного образования – это не только выбор профессии, это может быть выбор своего увлечения, своих досуговых занятий. Вообще, дополнительное образование – это такое проектирование своей жизни. Иногда сложно сказать, где работа, а где досуг. Мне кажется,в этом есть нечто важное и сущностное, что мы начинаем осознавать спустя многие годы. И что на самом деле, ту роль, которую мы когда-то сыграли в самодеятельной театральной постановке, мы потом играем всю свою жизнь.

-А вот тогда скажите, в какой моменте своей жизни, Вы определились с будущей профессией?

-Вы знаете, было несколько моментов, когда я менял свое представление о том, чем буду заниматься. Когда я учился в седьмом или восьмом классе, я прочитал книгу А.Н. Лутошкина «Как вести за собой» и решил, что буду комсомольским работником и буду вести за собой молодежь, и что это мое предназначение, это казалось мне достойным в далеком 1982 году.

-И что же случилось потом?

-Я получил соответствующее образование и даже сделал несколько шагов в этом направлении. Еще через какое-то время у меня реально появились площадки, где я вел за собой и мне это безумно нравилось, но потом наступила какая-то точка и все, что я делал до этого, нужно было пересмотреть. И вот еще через какой-то отрезок времени я стал управленцем, достиг того, о чем мечтал. Проработав три года понял, что это не моя стезя. Я по этому поводу очень сильно переживал. Решил уйти на один из запасных аэродромов – я стал заниматься наукой. У меня возникла мысль о создании научной школы, то есть снова вести за собой, но в науке, и это продолжалось где-то 10-11 лет.

-И на этом дело не закончилось?

-Да, я понял, что и это меня не устраивает. Я из тех людей, которые хотят понимать, как они живут. Я хочу всегда отдавать себе отчет о том, как я живу, что я буду делать завтра. И тут я кардинально поменял свою жизнь, я даже переехал в другой город, начал жизнь с нового листа. И теперь все складывается совершенно по-другому, и я в роли одинокого эксперта, свободного художника. Я смотрю на свое прошлое и понимаю, что это всегда присутствовало в моей жизни, только я это маскировал, но сейчас это все воплотилось в какой-то другой ипостаси. И это очень забавно, придает определенное чувство новизны. Потому что ты строишь что-то новое там, где тебя никто не знает. Очень необычное чувство.

-И что же Вас мотивирует на новые открытия, какие проекты вдохновляют?

-Вы знаете, мотивация – вещь довольно личная, я бы даже сказал, интимная. Но из того, о чем я могу поделиться, меня мотивирует кураж. Я вчера закончил новую статью, над которой работал 5 месяцев. Переживания от того, как я это писал, как рождались мысли, как приходили идеи – не понятно, потому что ты пишешь и не успеваешь набирать, мысль бежит впереди рук. И вот это меня очень сильно мотивирует. Меня мотивирует удовольствие от того, когда ты закончил какой-то проект, и ты видишь конкретный результат. Наверное, это главное удовольствие – возможность оформлять свои мысли.

-Считаете ли Вы, что в настоящее время для подростка значимо дополнительное образование, или можно обойтись без него?

-Мне сложно на этот вопрос ответить. Потому что как человек, который с 2002 года занимается проблемой дополнительного образования целенаправленно, я вижу в нем очень много важного, необходимого для каждого ребенка. Я тоже занимался дополнительным образованием: в свое время работал на детском телевидении, был членом городского пионерского штаба, и это во многом меня сформировало таким, какой я есть. Дополнительное образование дает возможность прожить каждому ребенку свою историю. Мне кажется, это очень важный момент, и я затрудняюсь представить себе ребенка, который обошелся бы без дополнительного образования.

-А как же тогда замотивировать молодое поколение на дополнительно саморазвитие?

— У меня есть некая гипотеза, почему не все ребята приходят в дополнительное образование. Часть ребят не могут прийти чисто физически, потому что у нас в стране есть регионы, где просто нет помещений для занятий, ребята учатся в 2-3 смены в школе. Зданий, где бы они могли заниматься чем-то внешколньным, их в принципе нет. В этом и кроется ответ на вопрос — они бы и хотели, но у них нет объективной возможности. А если говорить про тех, кому доступно дополнительное образование, то здесь важную роль уже играет педагог, руководитель секции, кружка, и он с ребенком должен попасть в резонанс. И если ребенок встречает такого взрослого, с которым у него случается резонанс, то это очень здорово.

-Тогда мы сможем всех ребят привлечь к дополнительному образованию?

-Думаю, что не совсем верно так говорить. Одни ребята придут в дополнительное образование, другие не придут. Когда мы хотим какой-то всеобщности, чтобы все как один, это не разумно. Дополнительное образование – это свобода. Поэтому я в своих жизненных зигзагах, обходя сознательно эту сферу, все-таки к ней пришел? Здесь есть чувство свободы, ты можешь это делать, а можешь не делать, и это твое право. В этом смысле здесь (в ЦРОДе) очень здорово, здесь есть ощущение пространства. Если бы нам удалось, чтоб интересные яркие взрослые люди могли хотя бы часть своего времени уделять встречам с ребятами, если бы под это дело мы смогли  сконструировать площадки для встреч и общения, площадки, вот тогда это было бы шансом для большего количества ребят найти себя.

-Борис Викторович, вот перед Вами сидят сейчас молодые люди, которые в поиске себя, чтобы вы им пожелали, может почаще сюда приезжать?

-Мне кажется, приезд сюда, это чудо. И это чудо должно быть чудом, оно ведь не может быть каждый день. Возможность сюда приехать и прожить несколько дней на все сто, получив яркие впечатления, чтобы потом жить ими какое-то время… завершу мысль лучше притчей. У одного человека была мечта летать. Он мечтал об этом утром, днем и вечером, и вот у него выросли крылья. Он помахал ими и полетел,полетел на землю. Там были люди. «Привет вам, люди», –закричали засмеялся человек. «Ты кто такой?» – подозрительно спросили люди. «Я человек, который мечтал летать!» – «Так и лети отсюда, пока цел», — сказали люди. Тогда он полетел на небо, там были птицы. «Привет вам,птицы», – закричал человек. «Ты кто такой?» –спросили птицы. «Я человек, который мечтал летать!» – «Человек? Так и лети отсюда, пока цел», — сказали птицы.Он летел над лесами и полями, над линиями электропередач, увидел остров, на котором сидели люди с крыльями за спиной. «Привет вам люди», – крикнул человек. «Ты кто такой?» –спросили люди с крыльями. «Я человек, который мечтал летать!» – «Ты мечтал, пока не полетел, а раз полетел, то мечты больше нет». И говоривший устало спрятал голову под крыло. «Какие смешные», — сказал человек. «Как не махнуть за линию горизонта, ведь это так интересно!» И человек полетел, потому что одним даны крылья, чтобы прятать голову под крыло, а другим дана голова, чтобы летать. С крыльями или без – не важно, крылья обязательно вырастут.

-Спасибо Вам огромное за притчу и невероятную беседу, всегда рады видеть Вас в Центре развития одаренных детей.

0EVqgP2liDA

 

После разговора с юными репортерами Борис Викторович попросил ручку и гостевую книгу с пожеланиями для Центра развития одаренных детей.

«Дорогие коллеги, нам с вами доверено чудо детского поиска, обретения, детской пробы и детского свершения.От всей души желаю нам быть достойными миссии — сделать так, чтобы это чудо состоялось, уверен, что это нам с вами по силам! Рискну пожелать опережать время, думаю, что мы сможем. Восхищен замечательным Центром развития одаренных взрослых, сумевших опереться на великие традиции советской эпохи. Мы вместе».

Текст: Дудник Анастасия.
Вопросы: Волкова Анастасия, Логинова Арина, Солецкова Шерин, Шубная Яна, Монакова Анастасия.

Аватар

От szahlinyuk