Со 2 по 7 февраля в Центре развития одаренных детей работал Денис Морозов, химик из Специализированного учебно-научного центра Новосибирского государственного университета. В ЦРОДе в рамках Недели науки Денис Александрович вел Химико-биологическую лабораторию. Мы встретились с гостем, чтобы поговорить об особенностях работы с одаренными детьми и мыловарении.

44HjJD-W00w 3pqcsC0gtuA

Денис Александрович, расскажите, чем занимаются ребята в Химико-биологической лаборатории?

Изначально я предложил ребятам три темы. Первая – сделать свечки с цветным пламенем, чтобы они разным пламенем горели. Вторая – сделать ароматическое мыло из мыльной основы, которую можно купить в магазине, но ароматизаторы добыть самим. Третья – возможность оценить эффективность использования разрыхлителя теста и разных других способов.

Однако готовить пироги никто не решился?

Да, у нас было три группы, две из которых занимались свечами с цветным пламенем, а третья группа – варила мыло с разными запахами.

А как получаются разные запахи?

С помощью добавления ароматизаторов. Самое главное, что мы сами добывали ароматизаторы из цедры цитрусовых. Мы подготовили цедру апельсинов, натерли почти 2 килограмма! Затем собрали установку. Процесс, на самом деле, очень простой. Это обычная перегонка. Это хорошо показано в фильме «Парфюмер», когда главный герой еще только учился. Берется ёмкость, в которую загружаются лепестки роз, например, или любое другое исходное сырье. Туда заливается вода, разводится костер, весь этот «супчик» варится, и пары, улетая через маленькое отверстие крышки, уносят за собой и ароматизатор. Дальше эти пары конденсируются обратно в жидкость, жидкость собирается в колбу, и в случае цитрусовых, сверху должна появиться тонкая пленка масляной жидкости. Дальше его отделяем, пипеточкой собираем, собственно, вот, натуральный ароматизатор уже готов.

А мыло ребята сами варили?

Мыльная основа у нас уже была, мы ее растопили, добавили ароматизатор, все смешали, разложили по формочкам. После того, как все застыло – мылом можно пользоваться. Единственное, на этот раз не получилось с красителями, решили этот вопрос оставить на будущие недели науки.

Как обстоят дела у ребят, которые делают свечки?

Со «свечеделами» ситуация другая. Есть несколько способов, как окрасить пламя. Пламя окрашивается с помощью различных солей металлов. Возник вопрос, как этот металл должен оказаться в пламени. Либо фитиль смачиваем красками с солями, либо с парафином пытаемся работать, либо какую-то смесь добавлять. Поскольку со свечками работали две группы, у нас была возможность в два раза быстрее опробовать способы. Один способ вообще себя не оправдал. Но это нормально, это же эксперимент! Если бы все получалось сразу, то ученых как касты бы просто не было. Наука она такая. С характером. Чтобы с ней дружить, нужно тренироваться.

Вы были преподавателей Летней физико-математической школы 2014 года. Там вы работали с учениками 10-11-х классов. На неделе науки же у вас были восьмиклассники. Трудно было перестроиться?

Нет, наоборот, классно. Я люблю что-то новое. Обычно я занимаюсь с ребятами с девятого класса. А восьмиклассники, конечно, еще очень юные. Поэтому они впитывают все. Важно, чтобы ребята правильно тебя поняли, чтобы впитали смысл слов, а не просто их запомнили. Это интересно, но сложно.

По итогам Летней физмат школы, несколько калининградцев переехали учиться в Новосибирск. Как у них дела?

Саша Небесская с Викой Шпак, по крайней мере, уже видят себя у нас в Новосибирском университете. Конечно, у них полтора года учебы впереди, все может измениться. Но это обычная практика: сначала физмат школа, а потом университет. Ведь знаний, которые мы даем в школе, достаточно для получения очень высокого уровня результатов по ЕГЭ. Средние баллы у нас в районе 80. Это очень неплохой результат, если сравнивать с общероссийскими или общеобластными.

Но нет у калининградцев какой-нибудь нехватки знаний, например?

Нет, запаса знаний, конечно, хватает. Не нужно воспринимать нашу школу, как некое место для избранных. Конечно, кого попало у нас нет ни желания, ни возможностей, ни смысла брать. Мы внимательно проводим селекцию: собираем ребят по всей стране. Больше, конечно, из Сибири и Дальнего Востока, но вот добрались и до Калининградской области. Не все по разным причинам хотят далеко ехать. Кто-то экономически не может себе этого позволить.

Но калининградцы не жалеют, что уехали? У них все получается?

Ваши ребята учатся хорошо. И даже ходят с браслетами Центра в школе. Вика с Сашей учатся в одном классе, на одном потоке, поэтому они общаются каждый день, постоянно, а парни (Никита Храбров и Влад Мартинович – прим. ред.) учатся на другом потоке. Но они друг с другом видятся все равно, школа у нас компактная. Хотя учеников много и нельзя сказать, что они держатся обособлено ото всех, очень быстро социализировались. У нас изначально позиция такая, чтоб ребята из одного региона, например, на Летней школе в августе, попадали в разные классы. Во-первых, кругозор расширяется, круг общения. Во-вторых, чтобы не было «землячеств», каст обособленных. У каждого класса свое расписание, свои увеселительные мероприятия. Ребята из разных классов редко пересекаются друг с другом, и получается, что круг общения расширяется, появляются новые друзья.

В ЦРОДе такая же система.

Да-да, понятно, почему так делают. Пусть ребята не замыкаются в себе. Это важно, потому что часто ребята, которые сильно углублены в какую-то область, являются интровертами. Их нужно аккуратно, но все-таки тормошить, чтобы они раскрылись. А у ваших ребят вообще никаких проблем нет с общением. Преподаватель о девчонках отзывается очень хорошо, о парнях тоже неплохо.

Вообще много иногородних ребят?

Абсолютное большинство. Местных очень мало. Причем ребята учатся не обязательно из области, у нас на уровне правительства есть договоренность о сотрудничестве с Казахстаном, Белоруссией, Киргизией.

Денис Александрович, по вашему опыту, что нужно, чтобы ребенок достиг максимальных образовательных результатов? Насколько в этом заслуга учителей?

Педагог очень важен, особенно на начальных этапах учебы. Все остальное абсолютно вторично. Любовь к таким предметам, как физика, биология, химия, можно привить только, если учитель сможет заинтересовать, показать красоту предмета.

А как распознать, что ребенок действительно одаренный?

Все ребята одаренные. Просто каждый в своей области. А распознать можно через неформальное общение с ребятами. Отношения «ученик-учитель» могут быть очень разные. Нельзя ставить себя выше учеников, когда ты рассказываешь что-то новое. Нужно стараться спуститься к ребятам, к их уровню приблизиться. А еще необходимо понять, что современные дети другие. Они в телефонах, в компьютерах, а для учителей старшего возраста – это темный лес. Нужно пытаться понять детскую психологию: лично я не стесняюсь анекдоты рассказывать на лекциях и семинарах. Они же в тему бывают, разные химические анекдоты, шутки, случаи из жизни. Детей надо удивлять! Чем больше ты удивляешь, тем больше он запомнит.

В ЦРОДе это получается?

Конечно, здесь все на это и направлено: даже парты у вас нестандартные!

Спасибо за беседу.

Татьяна Шипулина

lQE-d5RY46k z0xubjRIwEI  

Аватар

От szahlinyuk