За десять дней работы Школы, которая проходила в Центре развития одаренных детей (п. Ушаково Гурьевского городского округа) с 6 по 15 июля, юные физики, математики, химики и биологи – победители школьных олимпиад регионального и всероссийского уровней, а также ЦРОДовцы, получившие высший балл по итогам обучения в Центре – полностью погрузились в учебно-исследовательский процесс, а также встретились с известным знатоком Борисом Бурдой и математиками мирового уровня.

IMG_6278 IMG_6281 IMG_6252 IMG_6257

В этом году работа ЛФМШ-2015 организована совместно с БФУ им. И. Канта, КГТУ и строилась по трем направлениям: математика, физика, естественные науки.

Так, участники смены, выбравшие своей стезей математику, в ходе лекций заведующего лабораторией «Математические методы защиты и обработки информации» БФУ им. И. Канта Алексея Ивановича Зайцева изучали доказательство теоремы Абеля, которая привела ребят к единственно верному выводу: для уравнения пятой степени общей формулы решения нет. Отдельное место в работе юных математиков занимало решение задач олимпиадных и повышенного уровня, которые помогут школьникам не только добиться успехов в учебе и олимпиадах, но также дают возможность без вступительных испытаний поступить в годовую математическую школу БФУ им. И. Канта для олимпиадников.

Также в рамках этого направления проходили групповые и индивидуальные соревнования. Причем, кроме выполнения домашних заданий, ребятам предстояло сразиться в морском математическом бою. Так, 13 июля для юных последователей Абеля на территории Центра развернулась настоящая битва – математическая. Чтобы вступить в сражение, ребятам предстояло решить задачи олимпиадного уровня: упростить иррациональное выражение, решить систему неравенств, тригонометрические уравнения и многое другое. По итогам набранных за время первого раунда баллов определялось количество «выстрелов» (ходов) по кораблю противника, которое команда могла сделать за игру.

Занимались юные математики и исследовательской работой. Так, одна из проектных групп занималась изучением теории Галуа. Эта теория считается современным доказательством теоремы Абеля, лекции по которой для участников математического направления ЛФМШ-2015 читал Алексей Зайцев. А в ходе проектной работы ребята изучали вычисление группы Галуа биквадратного многочлена и исследовали ее свойства.

Также в рамках проектной работы участник ЛФМШ-2015 Антон Новиков предложил гипотезу разгадки таинственной шифровки из Шаборо, возможно, указывающий на местоположение Святого Грааля. Юноша предположил, что загадочная надпись в виде букв OUOSVAVV, расположенных между двумя буквами D и M на памятнике в Великобритании, можно расшифровать порядковыми номера букв греческого алфавита, а в итоге получить координаты местонахождения Грааля. К слову, над расшифровкой этой загадки безуспешно трудились Чарльз Дарвин, Иосия Веджвуд, Чарльз Диккенс, однако и по сей день шифровка из Шаборо так и не разгадана.

SONY DSC IMG_6432 IMG_6436 SONY DSC SONY DSC

А в лабораториях Химико-биологического института БФУ им. И. Канта ребята, выбравшие своей стезей естественные науки, осваивали методы молекулярной биологии и определяли, какой способ выделения РНК наиболее эффективен. За время Школы участники смены с помощью магнитных частиц выделяли ДНК, несколькими способами – РНК (с помощью колонок и по Хомчински), проводили обратную транскрипцию, чтобы из РНК вновь получить ДНК, а в финальной стадии сравнили эти методы. Так, на практике они выяснили, что наиболее эффективно с точки зрения доступности оборудования и затраченному времени выделять РНК с помощью колонок. А самим материалом для исследований служила ДНК, выделенная из печени и почек крысы.

k9mR3f_NVFQ okYuKhucZ2c _6qed2xHuso 7JvJ_RJS0Rg DSC_1995 DSC_2003 jrvG9pbtzps SONY DSC

Вторая группа ребят в лабораториях Химико-биологического института занималась исследованиями воздействия токсинов на клетки головного мозга крысы, так похожего на человеческий. Ребята в ходе работы над проектом проводили научные эксперименты, окрашивали митохондрии (клетки мозга), добавляли токсины, наблюдали за этим интереснейшим процессом, делали красочные снимки, а по итогам работы благодаря современному оборудованию даже получили изображение в 3D.

RcON8zprlDA XugJxDQinkE apLh72xQ9KY SONY DSC SONY DSC

Кроме того, для участников естественнонаучного направления ЛФМШ-2015 директор Химико-биологического института БФУ им. И. Канта Максим Патрушев прочел курс лекций о современных нейро– и нанотехнологиях, а также перспективах развития естественных наук.

imbCzGU4B_U

Не менее интересная программа ждала и юных физиков Летней физико-математической школы. Так,  из курса лекций доцента КГТУ Юрия Резниченко они узнали ответы на вопросы: куда мы несемся, пока спим; как измерить массу в невесомости; где лучше выбрать место для строительства космодрома; почему воздушный шар не летает вверх ногами и многие другие. Кроме того, ребята также проводили опыты и эксперименты. С помощью простейших измерительных приборов старшеклассники определили скорость вылета пули из пневматического ружья. При этом в распоряжении проектной группы был самый минимум: песок, набранный на берегу Калининградского залива, пластиковая бутылка, линейка, подвес, три марки пулек и, конечно, само пневматическое ружье. Этот небольшой исследовательский арсенал помог ребята решить проектную задачу – провести сравнительное исследование зависимости энергии выстрела пневматического ружья от типа и веса пули. Конечно, рассчитать все это ребята смогли только, основываясь на законах физики. Например, в эксперименте наглядно был продемонстрирован метод баллистического маятника. То есть по углу отклонения бутылки при выстреле ребята, применив физические формулы, рассчитали скорость пули.

zqZrRRv9bJo DSC_2042 SONY DSC E2F_Ueo9EjM IxS1u3vO42o

В течение Летней физико-математической школы ее участники получили возможность не только заниматься в лабораториях Химико-биологического института БФУ им. И. Канта, в самом Центре, но также разработали проект по усовершенствованию сквера на улице Тельмана в рамках IV Молодежной ассамблеи породненных городов и городов-партнеров Калининграда. Так, проектная группа по направлению «Математика», используя правило «Золотого сечения», определили оптимальные места расположения клумб, памятника, фонтана и скамеек. А юные эксперты-физики и экологи оценивали состояние шести улиц Калининграда, названных именами исторических личностей: Некрасова, Лермонтова, Лескова, Гофмана, Тельма и Грибоедова. Определяя координаты местности с помощью датчиков GPS, радиационный фон и магнитные поля, физики отметили небольшие отклонения от нормы. «Однако они не слишком серьезны, а потому предпринимать что-то нет необходимости», – подчеркнула преподаватель Центра, работавшая вместе с ребятами над проектом Светлана Плетенская. Экологи в рамках проведения «полевых» работ замеряли температуру воздуха в приземном слое и на высоте человеческого роста, содержание углекислого газа, атмосферное давление и уровень шума, и также не зафиксировали значимых отклонений от установленных норм на исследуемой территории. А работая над проектами, ребята успешно вписались в общий, международный проект Ассамблеи «Великие личности и диалог культур».

SONY DSC SONY DSC SONY DSC SONY DSC  SONY DSC

Результаты своих научных изысканий участники Летней физмат школы представили вечером 14 июля. Познакомиться с проектами юных исследователей в Центр развития одаренных детей приехали свыше десятка представителей системы образования во главе с врио министра Светланой Трусенёвой, а также ученые. В том числе экспертом итоговой конференции ЛФМШ-2015 выступил математик с мировым именем – профессор университета Французской Полинезии Алексей Зыкин, который отметил, что его очень порадовал блеск в глазах участников Летней физмат школы.

SONY DSC SONY DSC SONY DSC SONY DSC SONY DSC SONY DSC SONY DSC SONY DSC  SONY DSC SONY DSC SONY DSC

Кстати, чуть раньше, утром 14 июля, Алексей Зыкин, а также профессор отделения прикладной математики и информатики НИУ-ВШЭ Григорий Кубатянский и профессор Санкт-Петербургского государственного университета аэрокосмического приборостроения Сергей Беззатеев прочитали для участников Школы блиц-лекции. Так, Алексей Зыкин рассказал ребятам об эллиптических кривых. Старшеклассники убедились, что алгебра и геометрия должны идти рука об руку, расширили знания о пифагоровой тройке, узнали, что такое эллиптические кривые и почему при их помощи возможно доказательство теоремы Ферма. А Григорий Кабатянский рассказал ребятам о криптографии, существовании такой науки как стеганография и двух ее основных направлениях. Проведенные лекции оставили неизгладимое впечатление у ребят не только потому, что они были очень информативными, но также потому, что сложный материал был изложен в доступной форме.

yOlxUkrk4So eBLHqtHc8Vc i1v7FbNwmhA

Другим ярким событием Летней физмат школы для старшеклассников стал визит в Центр развития одаренных детей знаменитого знатока, трехкратного обладателя кубка «Хрустальная сова» клуба «Что? Где? Когда?», кулинара, барда и журналиста Бориса Бурды. Борис Оскарович провел для участников смены авторскую игру «Что? Где? Когда?». А на встрече с ребятами, сам того не подозревая, Борис Бурда описал основную цель Летней школы: «Главные наши успехи возникают, когда мы узнаем что-то новое, вычисляем это самостоятельно, находим ответ задачи, которого до этого не знали».

Кстати, на встрече с ребятами Борису Бурде приглянулись яркие салатовые очки,  созданные школьниками на клубном пространстве «3D рисование», которые он не преминул тут же примерить.

DSC_0009 DSC_0043 DSC_2017 DSC_2003 DSC_2009 DSC_0981 DSC_0990

Среди тех, кто проходил обучение в Летней физико-математической школе и Сергей Дьяченко из Севастополя. Он смог приехать в Калининградскую область благодаря договоренностям, достигнутым во время поездки представителей образовательных учреждений Калининградской области в Крым. Чтобы приехать в Калининград на Летнюю физико-математическую школу, олимпадникам из Севастополя нужно было решить математические задачи. По итогам конкурсного отбора в нашу приехал Сергей Дьяченко.

«Здесь очень насыщенная программа, – признался Сергей Дьяченко. – Но это хорошо: мозг постоянно работает. Мы тут получаем знания, благодаря которым наши возможности возрастают в разы. При этом преподаватели все очень доступно объясняют, даже высшую математику».

S

Присутствующая на итоговой научной конференции врио министра образования Светлана Трусенёва отметила: «Сегодня мы увидели высокий уровень проектов, а в часть из них даже интегрированы сразу несколько наук. Участников смены уже трудно назвать детьми. Они молодые ученые, которые делают свои первые шаги в исследовательской деятельности».

SONY DSC

Аватар

От szahlinyuk