Преподаватели ЦРОД делятся опытом, что делать, если вдруг у ребенка пропадает мотивация заниматься, и делятся своим мнением о том, как детям за лето не забыть, что такое — учиться.
Алексей Иванович Зайцев
Алексей Иванович Зайцев, PhD, руководитель программы олимпиадной подготовки по направлению «Математика», реализуемой Центром развития одаренных детей совместно с Балтийским федеральным университетом им. И. Канта; заведующий лабораторией «Математические методы защиты и обработки и информации» БФУ им. И. Канта, один из создателей популярного онлайн-учебника по математике «01Math»
– Бывали ли случаи, когда у одарённых детей, приезжающих в центр, вдруг пропадала мотивация заниматься и участвовать в общей деятельности? И что тогда делали педагоги?
– Обычно бывает, что подготовка у детей разная. Кто-то лучше знает одну тему, кто-то – другую. Вследствие чего у ребят бывают пробелы. Главное в этот момент объяснить ребенку, что это обычное явление и рассказать, как исправить ситуацию. Ну а вечером после занятий обучающиеся Центра развития одаренных детей распределяются по клубным пространствам [кружки по интересам: 3D и традиционное рисование, ораторское и актерское мастерство и др.], где ребят могут восстановить свои психологические силы и понять, что жизнь прекрасна и учиться очень интересно.
– Можно ли дать какие-то советы, как совместить отдых с интеллектуальным трудом и не забыть за лето школу?
– Не простой вопрос о сочетании развлечений и сохранении знаний на прежнем уровне. Здесь прежде всего рекомендую выбрать какую-нибудь интеллектуальную смену на неделю или две. Например, нашу Летнюю физико-математическую школу. Вообще хороша та тематика, которая нравится ребенку: химия, биология, физика, математика и так далее. Так он приобретет много новых знаний по интересующему предмету, и, самое важно, такие предметные профильные школы дают возможность ребенку сохранить высокую интеллектуальную работоспособность.
Юрий Федорович Болтнев
Юрий Фёдорович Болтнев, преподаватель криптографии в Центре развития одаренных детей, доцент БФУ им. И. Канта
– Бывали ли случаи, когда у одарённых детей, приезжающих в центр, вдруг пропадала мотивация заниматься и участвовать в общей деятельности? И что тогда делали педагоги?
– Описанная ситуация обычно не возникает, так как в Центре школьник всегда занят «От и до»: это и выполнение регулярных домашних заданий, и работа над проектами, и подготовка к зачету, и клубное пространство, и групповые мероприятия.
– Можно ли дать какие-то советы, как совместить отдых с интеллектуальным трудом и не забыть за лето школу?
Евгения Александровна Николаенкова, директор Центра непрерывной языковой подготовки БФУ им.И.Канта, заместитель директора Высшей школы иностранных языков и образовательных инноваций БФУ им.И.Канта, руководитель программы олимпиадной подготовки по лингвистике, преподаватель лингвистических предметов в Центре развития одаренных детей
– Бывали ли случаи, когда у одарённых детей, приезжающих в центр, вдруг пропадала мотивация заниматься и участвовать в общей деятельности? И что тогда делали педагоги?
– Как правило, дети, которые попадают в ЦРОД, всегда высоко мотивированны, ведь они знают, что приехали за знаниями, выходящими за рамки стандартного учебного процесса. А все, что неизвестно, всегда вызывает интерес. Однако бывают случаи, когда ребенок теряет это стремление и замыкается. Это случается, по моему мнению, в виду субъективных причин: новая обстановка, непривычные бытовые условия, недостаточно высокие знания на фоне остальной группы. Педагог в этом случае уделяет больше внимания, старается вникнуть в проблему, и зачастую, оказывается, что не все так плохо, и учащийся вновь заряжается нужной энергией и готов к образовательному процессу.
– Можно ли дать какие-то советы, как совместить отдых с интеллектуальным трудом и не забыть за лето школу?
– Это естественно, пребывание в каком-либо образовательном лагере, а школу забыть за такой короткий промежуток просто невозможно.
Артур Олегович Бабошкин
Артур Олегович Бабошкин, преподаватель калининградской площадки «ITшкола Samsung», преподаватель модулей по программированию Центра развития одаренных детей
– Бывали ли случаи, когда у одарённых детей, приезжающих в центр, вдруг пропадала мотивация заниматься и участвовать в общей деятельности? И что тогда делали педагоги?
– Сам с потерей мотивацией у одаренных детей я не сталкивался. Думаю, что этому способствуют два основных фактора. Во-первых, перед началом каждого модуля я провожу начальную диагностику, что позволяет определить текущий уровень знаний и области интересов ребят. Это позволяет выстраивать программу модуля таким образом, что каждый обучающийся будет способен усвоить материал в полном объеме и выполнить итоговое задание. В результате – это создает ситуацию успеха и мотивирует ребят на дальнейшую работу. Во-вторых, в процессе обучения я стараюсь знакомить ребят с самыми передовыми технологиями. Мы рассматриваем примеры реальных современных программ и приложений, которые знакомы большинству обучающихся. 97% ребят считают, что повторить даже одну функцию им не под силу. Когда, через одно – два занятия они запускают написанное своими руками приложение, практически повторяющие всего одну функцию реального продукта с миллионами пользователей, появляется уверенность в своих силах и мотивация к дальнейшему обучению, в том числе и самостоятельному. – Можно ли дать какие-то советы, как совместить отдых с интеллектуальным трудом и не забыть за лето школу?
– Что касается лета, то, безусловно, любой отдых нужно стараться совместить с получением новых знаний. Конечно, это должно проходить в очень увлекательной форме. На мой взгляд, лето — лучшее время для занятия различными межпредметными проектами. Это позволит приобрести новые практические знания, получить опыт работы в команде и не забыть школьные предметы.
Сергей Станиславович Гоман
Сергей Станиславович Гоман, директор Центра развития одаренных детей — Мы опираемся на ту логику работы со старшими школьниками, которая формировалась в отечественной и зарубежной педагогике, исходя из гуманистических ценностей и реализации тех основных потребностей, которые есть у детей. Мы создаём образовательную среду, образовательное пространство для ребят, предоставляя возможность пробовать себя в различных направлениях. Технологии, которые мы используем, помогают ребятам почувствовать свой потенциал и личностный рост. Мы всегда им говорим: «Двигайтесь вперед, не останавливайтесь на достигнутом». По отзывам наших коллег из образовательных организаций, ребята возвращаются в школы совершенно другими. По нашему мониторингу результаты тоже очень радуют. В частности, мы видим, как ребята успешно участвуют в олимпиадах. — Основная «изюминка» наших летних программ в том, что в них включены образовательные компоненты и модули, где ребёнок, полноценно отдыхая, изучает предметы и направления по своему выбору, получает новые навыки и умения. Он не только не забывает школьную программу, а, наоборот, открывает для себя новые направления и с нетерпением ждёт встречи со школой, потому что именно там он сможет воплотить свои новые идеи и поделиться открытиями со школьными товарищами.