Чем одаренный ребенок отличается от высоко мотивированного, как не допустить его перехода в категорию «трудный ребенок» и какие региональные наработки поддержки юных талантов отметили эксперты, по итогам визита в Центр развития одаренных детей рассказала директор Института модернизации образования Московского государственного областного университета, Заслуженный учитель России, кандидат педагогических наук Татьяна Иванова.

DSC_2300 DSC_2302 DSC_2305 DSC_2339 DSC_2355

В течение двух дней, 14 и 15 октября, в нашем регионе работали эксперты Московского государственного областного университета. Их задачей было научить участников образовательного процесса Калининградской области, как построить модель по своевременному выявлению и сопровождению детей, проявивших выдающиеся способности, а также обобщить опыт регионов в работе по этому направлению.

15 октября московские эксперты и представители образовательных организаций Архангельска, Сыктывкара и Ленинградской области посетили региональный Центр развития одаренных детей, ознакомились с методиками работы с юными талантами в Калининградской области, а также обсудили вопросы построения схемы поддержки таких детей на встрече с министром образования Калининградской области Светланой Трусенёвой и первым замминистра Маргаритой Короткевич. По итогам встречи мы пообщались с главой московской делегации – директором Института модернизации образования Московского государственного областного университета, Заслуженным учителем России, кандидатом педагогических наук Татьяной Ивановой.

– Татьяна Семеновна, расскажите, пожалуйста, о своих впечатлениях по итогам посещения Центра развития одаренных детей.

– Без преувеличения скажу, что мы восхищены. Сотрудники Центра делают свою работу калигранно. И абсолютно ясно, что не для того, чтобы кому-то продемонстрировать ее, а именно для детей. Та среда, которая создана здесь, свидетельствует о том, что ведется государственной важности дело. Ведь вырастить из одаренного ребенка бесценные кадры для развития потенциала нашей страны для самых разных сфер – экономики, образования, культуры – это огромный труд.

– А как вы считаете, нужна ли помощь, сопровождение одаренным детям?

– Да, разумеется. Если им не помогать, они теряются и даже могут перейти в категорию «трудных  детей». Часто бывает, что они устают от своей одаренности. И, если рядом нет того плеча, наставника, который вывел бы их на светлый путь, который в будущем должен стать их жизненной профессиональной траекторией, им очень тяжело.

– А что может случиться с одаренным ребенком, если того самого плеча, о котором вы говорите, по каким-то причинам рядом не окажется?

– Обычно, если этого нет, то такие дети устают и начинают противиться своей одаренности. Им легче сказать, что «я не хочу», «не буду»… А то дело, которым занимается Центр, великое.

– Татьяна Семеновна, вы с вашей командой экспертов уже посетили восемь федеральных округов, где ознакомились с практикой работы с одаренными детьми. Расскажите, пожалуйста, какая картина складывается в этом направлении в целом по России?

– Вы знаете, она, как лоскутное одеяло, очень разная. Каждый лоскуток бесценен и нужен в одеяле. Иначе дыра будет. Но есть в регионах яркие, а есть более бледные лоскутки. Конечно, каждый пытается показать, что он работает с одаренными детьми. У кого-то это получается лучше, у кого-то – хуже. Но могу с уверенностью сказать, что калининградский Центр входит в тройку лучших. Как мне кажется, это связано с тем, что дети занимаются не в стенах школы, а в рамках системы дополнительного образования. Этот опыт мы обязательно будет транслировать в Министерстве образования и науки России.

– На ваш взгляд, из каких составляющих складывается образ одаренного ребенка?

– Здесь главное слово – ребенок. Ребенок, он и должен оставаться ребенком. Он не должен быть юным старичком, запутанным взрослыми в оболочку «одаренности». Его детство и данный ему талант должны идти рука об руку. А рядом должен идти тьютор или супервизор, который помогает не разомкнуть эти руки.

– Вчера на семинаре вы говорили, что одаренный и высоко мотивированный ребенок – это разные понятия. В чем все-таки разница?

– Одаренные дети особые. Нужно заниматься их здоровьем и работать с ними надо. В каком-то смысле, это тоже трудные дети. Поэтому мы и говорим, что их нужно сопровождать. А высоко мотивированным детям может быть достаточно и только родительского участия.

– Сегодня на встрече с региональным министром образования активно обсуждался вопрос создания условий для развития одаренности. Какими, на ваш взгляд, они должны быть?

– Прежде всего, ребенок должен постоянно жить в партнерстве: с семьей, обществом…это неразделимо. При этом одаренного ребенка нельзя загонять в рамки. Напротив, ему нужна свобода, ведь он мыслит отлично от других. Нужно беречь его ресурсы. И сохранение здоровья здесь играет далеко не последнюю роль.

– Татьяна Семеновна, подведите, пожалуйста, итог вашего визита в Калининградскую область. Какие региональные наработки вас больше всего заинтересовали?

– Прежде всего, в вашем регионе мы отметили симбиоз взаимодействия и содружества всех участников образовательного процесса. Сотрудничество вашего Центра, министерства и опорных площадок уже приносят свои плоды… Когда министр приезжает на подведение итогов, это много значит. Я думаю, результаты будут очень хорошими.

– И последний вопрос. Зачем вообще России одаренные дети?

– А как же без них? – В этом наше будущее. Из этих маленьких лучиков в будущем зажжется солнце и будет ярок светить над нашей страной.

DSC_2372 DSC_2374 DSC_2363

Отметим, Калининградская область стал восьмой по счету федеральной площадкой, которую посетили эксперты из Московского государственного областного университета, занимающиеся разработкой методик по выявлению и сопровождению детей, проявивших выдающиеся способности. В рамках визита в наш регион московские коллеги также провели практический семинар, призванный обучить региональных педагогов и сотрудников системы образования работе с одаренными детьми.

Аватар

От szahlinyuk