Компактное переносное устройство, измерительные приборы, проект по заказу Центральной городской библиотеки им. А.П. Чехова, интерактивная карта штурма Кенигсберга – в общей сложности пять проектных идей представили в пятницу, 22 января, участники 9/36 физико-математического потока Центра развития одаренных детей. А в состав экспертного жюри вошли представители регионального министерства образования, Калининградского областного института развития образования, БФУ им. И. Канта и гимназии № 22 г. Калининграда.

IMG_9773 IMG_9704

Первый в новом 2016-м году поток стал для Центра развития одаренных детей 36-м с момента создания образовательной организации. Большинство выступающих на Фестивале идей и достижений представителей потока проходили обучение в Центре не первый раз. Умение восьмиклассников правильно держаться на публике, выступать перед экспертным жюри и очень содержательно представлять свои проектные идеи – один из тех плюсов, о которых в финале мероприятия говори гости Фестиваля идей и достижений.
Начиная с этого потока, форма проектной деятельности в образовательной организации была усовершенствована. Еще в первый день потока сотрудники администрации Центра рассказали участникам о научных направлениях, в рамках которых школьники в течение последующих пяти дней разрабатывали свои проектные идеи. Так, участниками физико-математического потока 9/36 на Фестивале идей и достижений было представлено пять проектных идей.

IMG_9776 IMG_9714
Первую проектную идею – «Компактное переносное устройство для подъема человека» – представили воспитанники кандидата технических наук Юрия Александровича Резниченко. Участниками этой проектной группы стали сразу 16 представителей 9/36 потока, а целевой аудитории проекта могут быть пожарные, альпинисты, а также сотрудники службы спасения. В рамках работы над проектом сначала школьники исследовали силу трения, изучали геометрию, а затем, соединив полученные знания на практике, создали 3D модель в специальной компьютерной программе, сконструировали устройство для подъема человека, а также проверили его работу, проведя полевые испытания. По словам участников проектной группы, созданное устройство может поднимать человека весом 100 кг на высоту 10-этажного дома.

IMG_9735 IMG_9725 IMG_9731 IMG_9733

Вторая проектная группа под руководством Бруно Викторовича Андиньша занималась разработкой проектной идеи «Изобретения нашего края», с помощью которой школьники планируют популяризовать науку, технику и изобретения, которые были созданы жителями Янтарного края. В рамках работы над проектом восьмиклассники определили шесть наиболее значимых изобретений своих земляков. Ими стали: дырокол (его автором, как выяснилось, был философ и самый известный житель Кенигсберга Иммануил Кант), компьютерная программа, прогнозирующая пожары (автор Татьяна Станкевич из Калининградского государственного технического университета), тренажер для тренировки космонавтов (автор – космонавт Алексей Леонов), робот-таракан для осуществления разведки (проект разработан учеными БФУ им. И. Канта под руководством директора Химико-биологического института Максима Патрушева), базисный прибор для измерения длин на местности (автор – математик и астроном Фридрих Вильгельм Бессель), а также янтарная гигиеническая помада (автор – заведующий кафедрой химии КГТУ Борис Воротников). Кроме сбора и обработки информации, школьники также провели опрос: какое из изобретений сами жители Янтарного края считают наиболее выдающимся. Опрос, составленный участниками проектной группы, показался интересным сотрудникам регионального информационного портала «Клопс.Ру», и они также разместили его в своей группе в одной из социальных сетей. Все это позволило школьникам провести действительно репрезентативное социологическое исследованием, благодаря которому стало очевидно, что наиболее значимым изобретением калининградцы считают тренажер для обучения космонавтов, разработал который Алексей Леонов. Стоит также отметить, что эта проектная идея участников 9/36 потока является еще одним блоком общего проекта о легендах науки Янтарного края.

IMG_9747 IMG_9737
Попытку детально реконструировать события штурма Кенигсберга в интерактивной форме предприняли участники проектной группы под руководством преподавателя IT ШКОЛЫ SAMSUNG Артура Олеговича Бабошкина. «Вернуть или усилить интерес подрастающего поколения к историческим событиям можно по средствам современных технологий», – считают участники проектной группы «Штурм Кенигсберга: как это было» и на Фестивале идей и достижений 9/36 потока представили прототип и дизайн будущей «Энциклопедии штурма Кенигсберга», которая в будущем станет мобильным приложением и сайтом. То, что аналогичные интерактивные карты, в России уже существуют школьники не скрывают, однако их проект посвящен непосредственно штурму Кенигсберга, а, значит, в нем каждый пользователь окажется в эпицентре судьбоносного для нашего региона события. Так, саундтреку приложения создается соответствующая атмосфера, а лента событий позволяет пользователю перемещаться во времени – с 6 по 9 апреля – и получить максимум информации о штурме, расстановке боевых сил, а также услышать рассказ из уст самих участников событий – ветеранов.

IMG_9770 IMG_9752 IMG_9760

Вернули зал к направлению «Физика» представители следующей проектной группы, которые работали под руководством Светланы Дмитриевны Плетенской. В рамках разработки проектной идеи «Новое измерение» школьники изготовили самодельные весы.

IMG_9798 IMG_9788 IMG_9791
И, наконец, финальным выступлением обучающихся 9/36 потока стала проектная идея «Ступай правильно»: коллекция указателей помещений», над которым они работали по заказу Центральной городской библиотеки им. А.П. Чехова и под руководством представителей ЦРОД: Алины Александровны Евстратовой и Андрея Михайловича Соловьева. «Когда мы с ребятами были на награждении по итогам конкурса социальной рекламы «Читать – это модно» в библиотеке Чехова, обратили внимание, что таблички и указатели там просто напечатаны на белых листах бумаги. Тогда у нас и возникла идея проекта – создать указатели помещений для калининградской библиотеки, которую с радостью поддержали ее сотрудники», – рассказала одна из кураторов проекта Алина Александровна Евстратова. В основу табличек участники проектной группы взяли символ книги, умело соединив места общественного пользования с литературной классикой. Так, например, на выполненном в 3D указателе столовой размещена чашка чая с вишней, что непременно напомнит посетителям библиотеки и пьесе Антона Павловича Чехова «Вишневый сад». На данный момент участники проектной группы также разработали дизайн указателей для служебных и санитарных помещений, а две таблички из них уже распечатали на 3D принтере. В планах разработчиков проекта – согласование указателей помещений с представителями библиотеки Чехова. Кстати, на каждом «объемном» изделии в будущем проектная группа планирует нанести надпись: «Сделано в #ЦРОД».

IMG_9819 IMG_9805 IMG_9808 IMG_9814
Подводя итоги Фестиваля идей и достижений 9/36 потока, экспертное жюри, куда вошли Ирина Николаевна Позднякова, консультант отдела модернизации регионального министерства образования, Татьяна Павловна Варламова, методист кафедры естественно-математических дисциплин Калининградского областного института развития образования, руководитель лабораторий технологий 3D визуализации БФУ им. И. Канта Алексей Юрьевич Поляков, а также учитель МАОУ гимназии 22 г. Калининграда Дмитрий Борисович Артемьев, отметило, что все представленные проекта заслуживают внимания и представлены достойно.
«Я буквально покорена знаниями и умениями современных детей, которые демонстрируют не только предметные, но и метапредметные знания. Благодарю вас за искорки в глазах, за то, что вы делаете. Я в очередной раз нахожу подтверждение, что Центр развития одаренных детей – это зона взаимодействия отдыха, эксперимента и знаний», – отметила консультант отдела модернизации регионального министерства образования Ирина Николаевна Позднякова.
В финале мероприятия директор Центра развития одаренных детей Сергей Станиславович Гоман поблагодарил экспертов, «которые в этот пятничный вечер нашли время и возможность приехать в ЦРОД», кураторов проектных идей, а школьникам вручил сертификаты о прохождении обучения в Центре развития одаренных детей в рамках 9/36 физико-математического потока.

IMG_9824 IMG_9757 IMG_9719 IMG_9745

Аватар

От szahlinyuk