Алевтина Анищенко – во многом уникальный человек. Она не только одна из двух в России девушек-обладателей «золотого» диплома IT школы SAMSUNG по итогам 2014/2015 учебного года. Участница множества потоков ЦРОД Аля – очень разносторонняя личность: разрабатывает мобильные приложения, а еще у нее всегда с собой скетчбук, в котором она записывает свои идеи, впечатления и делает наброски эскизов. О том, почему ЦРОД – особенное место для Али, кем она себя видит в будущем и почему «алгоритм – это лишь путь достижения цели», вы узнаете из этого интервью.
– Алевтина, расскажи пару слов о себе, пожалуйста.
– Зовут меня Аля, мне 17 лет, учусь в 11-м классе гимназии города Гурьевска, физико-математическое направление. Но математикой с физикой я не ограничиваюсь. Еще мне очень нравятся информационные технологии, программирование, архитектуры мобильных приложений. При этом мне нравится совмещать это с искусством. Хотя художественную школу я закончила несколько лет назад, рисовать для меня очень важно и сейчас. Я никогда не прекращаю это делать, и скетчбук всегда со мной. Хотя иногда бывает, что даже карандаш взять в руки страшно. Ведь искусство – это не просто захотел и рисуешь. Ты должен сначала прочувствовать и только потом выражаешь свои эмоции на бумаге. Вообще я считаю, что когда вдохновения нет, заставлять себя рисовать не стоит. Нужно просто подождать, пока всё пройдет, накопить в себе что-то особенное, и только потом воплощать это на бумагу.
– Алевтина, ты очень разносторонний человек, но всё-таки, что тебе ближе?
– Я всё время вспоминаю эти вечные рассказы про левое и правое полушария мозга и что человек должен выбрать какой-то один профиль, иначе ничего не получится. Но, с моей точки зрения, это абсолютно нелепая теория, ведь левое и правое полушария «работают» одновременно. Нет людей, у которых действует только одно полушарие. Плюс, какой один профиль мне выбрать, если мне нравятся и творчество, и математика, и литературу я тоже люблю. Поэтому я все же буду стараться совмещать все эти кажущиеся на первый взгляд несовместными вещи.
– Расскажи про родителей. Они оказали на тебя какое-то влияние?
– Конечно, окружение влияет на твое становление. Я помню, когда я была маленькой, мне было интересно слушать какие-то истории, а главное, задавать вопросы и получать невероятные ответы. При этом мои родители абсолютно разные. Мама занималась искусством, она культуролог, преподает сольфеджио, а папа тоже каким-то образом оказался в музучилище, хотя ему больше нравились точные науки. Может, как-то из-за этого получилась я, и поэтому у меня получается совмещать точные науки и искусство. Но самое главное – это моральная поддержка. Родители могут сейчас не знать того, что знаю я в научном плане, но они всегда для меня пример для подражания.
– Когда у тебя появился интерес к учёбе?
– Мне кажется, с самого детства. Не могу сказать, что у меня был сильный интерес к учёбе в школе, но я всегда мечтала изобрести что-нибудь эдакое, чтобы весь мир ахнул и сказал: «Ммм, как же мы без этого жили!». Помню, когда была маленькой, я мечтала что-нибудь сделать с магнитами, почему-то они меня всегда привлекали. При этом в садике я была абсолютно обычным ребенком, ничего меня не интересовало, со мной мало кто играл. В школу я пришла, можно сказать, никакой. Спасибо моей первой учительнице, которая разглядела что-то во мне и попыталась меня как-то раскрыть. Первое время было тяжело в школе, я всегда была второй. В моём классе всегда был человек, который был выше меня. Иногда, конечно, можно расстроиться и упасть духом, видя, что у кого-то всегда всё получается проще и лучше, чем у тебя. Но с другой стороны, ты тоже хочешь чего-то добиться. И это невероятно сложно, если у тебя нет мотивации. Потом, в какой-то момент, ты становишься лучшим. И, если ты не видишь людей, которые лучше тебя, ты остаешься на таком же уровне и никуда не стремишься.
– Аля, ты в прошлом году окончила IT ШКОЛУ SAMSUNG и по итогам обучения получила «золотой» диплом об окончании программы. Тем не менее, были там ребята, которых ты считала лучше себя?
– Их было слишком много. Я чувствовала себя не первой с самого начала и до последнего момента. Я была уверена, что вылечу из школы. Об отборе в IT ШКОЛУ SAMSUNG нам рассказала учительница по физике из моей школы. До этого я как-то даже не интересовалась ничем, связанным с информатикой. Но многое зависит от учителя.
– А какие преподаватели в IT школе SAMSUNG?
– Я занималась в группе у Артура Олеговича Бабошкина. Он сам еще студент, и это чувствуется, в хорошем смысле. Мне нравится с ним заниматься, он интересный человек, и у него получается интересно преподавать. Плюс, в 10-м классе у меня сменился преподаватель информатики в школе, и он тоже невероятно интересный человек, с которым здорово просто пообщаться, и он умеет преподавать свой предмет так, что захотелось его изучать.
– А в олимпиадах по программированию участвуешь?
– Олимпиадное или, как еще говорят, «спортивное» программирование очень отличается от промышленного, которым я начала заниматься в IT школе SAMSUNG. На мой взгляд, олимпиадное программирование оторвано от реальной жизни, поэтому оно никогда меня не привлекало. Мне больше нравится реальная разработка, когда ты можешь что-то сделать, посмотреть на это, показать кому-то, «погордиться» собой. Нечто, что реально может принести пользу. С другой стороны, я понимаю, что олимпиадное программирование – это реально сложно, и есть люди, у которых это получается, они занимаются очень много. Но это абсолютно другой уровень программирования. Эти программисты в будущем будут писать библиотеки, алгоритмы для других программистов. Всю разработку можно разделить на несколько уровней. Есть люди, которые разбираются именно с «внутренностями» компьютера, с «Биосом» и системой, А есть те, кто пишет для самого компьютера, и те, кто берет уже, грубо говорят, готовые программы, привносят что-то свое и соединяют всё вместе, так и получается новая программа. Вообще существует масса языков программирования. Например, разработчики мобильных приложений никогда не будут писать на «единицах» и «нулях» – это абсолютно разные уровни разработки. Мне это просто не нравится, не моё это, и всё.
– Аля, кем ты себя видишь в будущем?
– Сложный вопрос. Это, конечно, пугает, но так часто бывает с подростками, которые заканчивают школу. Ты не знаешь, что делать, куда поступать… особенно, если ты много чем интересуешься одновременно. Но беда не в том, что ты совмещаешь все вместе, а когда реально не знаешь, чем заниматься, что выбрать. Тебе нравится все, но ты не можешь разорваться, и тогда может получиться, что ты вообще останешься не у дел. Вот это беда.
Пока что, я собираюсь поступать на информатику и программирование в Санкт-Петербург, потому что мне нравится этим заниматься. Это такие прикладные знания, которые ты всегда можешь воплотить в жизнь. При этом, может это немного странно, но даже в таких точных вещах, как программирование, я нахожу творчество. Ведь, у тебя появляется какая-то идея и есть инструментарий, чтобы воплотить ее в жизнь, например, разработав приложение. 21 век, у всех смартфоны в руках, хочется чего-то нового, чего-то более интересного. И ты просто берешь компьютер и делаешь это. Там нет каких-то строгих правил. Алгоритмы – это лишь путь достижения цели. Возможно, я бы занялась какими-то своими проектами, устроилась бы в какую-то большую фирму. Насколько знаю, программирование приносит не такой уж и маленький доход. Плюс, всегда есть возможность фриланса, ты можешь писать свои собственные проекты удаленно. Это не мешает работе в крупных фирмах, при этом ты получаешь дополнительный опыт. Но я не собираюсь останавливаться только на программировании, всю жизнь сидеть перед компьютером.
– У меня есть очень глупая мечта – быть послом доброй воли. Я очень хочу заниматься благотворительностью и много путешествовать. Если ты можешь изменить мир – это, конечно, сильно сказано, но помочь кому-то, если ты можешь это сделать, – ты должен.
– Аля, а ты считаешь себя одарённой?
– Я не считаю, что одарённость – это какое-то невероятное качество, которое тебе с неба дано, и перед тобой все дороги открыты. Но при этом, я не могу отрицать, что некоторым людям некоторые вещи даются легче, чем другим. Ты можешь абсолютно не проводить время за учебниками, но решать контрольные на «5», тогда как есть люди, которые сидят и усердно занимаются, но у них что-то не получается. Кому-то дается что-то легче, кому-то – труднее. Но, даже если ты такой человек, которому проще с чем-то работать, ты никогда не должен останавливаться на этом и думать: раз так всё получилось, и тебя назвали «одарённным», то ты король мира. У меня был только один раз опыт общения с человеком, который поразил всех окружающих своими знаниями. Все называли его гением, и у него действительно были удивительные успехи, при этом он абсолютно не занимался.
– И что с ним случилось?
– Он проучился один год с нами, а потом вылетел из школы, потому что прогуливал ее. Сложная ситуация. Поэтому главное – знать во всем меру. Ты можешь быть каким-то одаренным, но очень важно и работать. Не зря же говорят: успех – это 1% таланта и 99% труда. Мне порой обидно слышать фразы «ты таланталивая». Да, я рисую 10 лет, и что-то хорошее может получиться. Но когда мне говорят: «Тебе повезло, ты талантливая», – я задумываюсь: «Серьезно? Только в этом дело? Может, тоже просто порисуете лет 10, и у вас получится?». Иногда очень обидно бывает, ведь за этим столько труда, а тебе просто говорят, что тебе повезло и ты талантлив. Это неприятно.
– Аля, каким своими достижениями ты гордишься?
– Наверно, в большей степени «золотым» дипломом по окончанию IT ШКОЛЫ. У меня оставался месяц до сдачи проекта, и я понимала, что всё очень плохо. Это реально было очень тяжело, потому что я понимала, что могу вылететь из школы, несмотря ни на какие результаты по тестам и так далее. Мне было страшно приступать к проекту, я никогда этим не занималась, и не знала, с чего начать и как быть. И каждый день я ходила заниматься к своему дяде, он программист. На самом деле, он больше сам по себе работал, а я просто сидела рядом и пыталась понять, что мне делать дальше. Тогда я поняла, что бывают моменты, когда тебе никто не поможет, но ты должен «вырулить», как бы сложно ни было. И когда все получилось, я несколько ночей подряд писала проект. А когда потом всё так хорошо выходит, думаешь: да, ты молодец.
– Аля, а что для тебя ЦРОД?
– Для меня это очень сложный вопрос. До ЦРОДа там был лагерь, который был для меня особенным местом, я каждый год приезжала туда. И сложилось так, что я постоянно возвращаюсь в это место. Когда ЦРОД только появился, я чуть ли не ненавидела его, думала: «Как же мой любимый лагерь, куда я буду ездить летом?!». А чуть больше года назад я попала на свой первый поток, и это на многое повлияло. Во-первых, это общение с воспитателями, с невероятными людьми. Во-вторых, – это знания, которые нам дают в ЦРОде. Потом всё как-то закружилось. И нельзя сказать, что ЦРОД для меня – это в первую очередь это IT ШКОЛА SAMSUNG. ЦРОД – это много больше: потоки, весь этот настрой, люди, новые знания.
– Спасибо за интересную беседу.
Текст: Вероника Пономарёва,
Карина Бульгак