По согласованию с партнерами (Химико-биологический институт БФУ им. И. Канта)  изменены условия отбора в Летнюю естественнонаучную школу «Лаборатория Z+». В 2016-м году участники летней естественнонаучной школы «Лаборатория Z+» будут изучать молекулы здоровья, биоиндикацию, ГМО, химию здоровой жизни, нейропилотирование, мозг геймера, отолиты и  жизнь под водой.

Подать заявку

Летом 2016-го года в «Лаборатории Z+» под руководством преподавателей Химико-биологического института БФУ им. И. Канта будут работать 8 лабораторий.

  1. «Молекулы здоровья» (Преподаватель: Скрыпник Любовь Николаевна, лаборант: Федураев Павел Владимирович);
  2. «Биоиндикация» (Преподаватель: Яковлева Светлана Анатольевна);
  3. «ГМО» (Преподаватель: Патрушев Максим Владимирович, лаборант: Сотников Егор);
  4. «Химия здоровой жизни: дыхание цивилизации»(Преподаватель: Буланов Сергей Сергеевич, лаборант: Троян Валентина Павловна);
  5. «Нейропилотирование» (Преподаватель: Ясинская Елена Витальевна, лаборант: Петров Виталий Андреевич);
  6. «Мозг геймера» (Преподаватель: Ваколюк Ирина Анатольевна, лаборант: Шалагинова Ирина Генадьевна);
  7. «Сайнс-арт лаборатория: «Отолиты» (Преподаватель: Чайка Кристина Витальевна, лаборант: Калинина Евгения Анатольевна);
  8. «Рыбы – другой мир, жизнь под водой» (Преподаватель: Астафьева Тамара Валерьевна).

 Внимание! При выборе лабораторий обратите внимание на ограничения для участников каждого направления.

Лаборатория «Молекулы здоровья»

молекулы здоровья Уровень сложности: 8 класс +

Преподаватель: Скрыпник Любовь Николаевна, кандидат биологических наук, доцент

Есть ли эликсир вечной молодости и, если есть, из чего он сделан? Можно ли найти лекарство от всех болезней? В чем секрет долгожителей? В рамках работы нашей лаборатории вы сможете узнать ответы на эти и многие другие вопросы.

Познакомитесь с основами сохранения и поддержания здоровья и изучите вещества, которые вам в этом помогут и поймете, какую в этом процессе роль играют витамины и витаминоподобные соединения.

Что от Вас требуется? – Желание понять, что же скрывается под столь популярным термином «здоровая еда», и какие вещества делают ее «здоровой».

Но и это еще не все. За время работы в нашей лаборатории вы сможете определить содержание различных веществ в продуктах питания, которые употребляете в пищу каждый день, а также познакомиться с современными методами выделения и определения компонентов клетки.

А по результатам нашей работы мы создадим свой «эликсир молодости и здоровья».

Лаборатория «Биоиндикация»

биоиндикацияУровень сложности: 6-9 класс

Преподаватель: Яковлева Светлана Анатольевна

Обязательное условие: Программа проводится на английском языке. Чтобы участвовать, тебе потребуется знать английский язык на уровне А2-Б1.

На этой программе ты узнаешь, что такое «охрана окружающей среды», «биоиндикация» и как мы, люди, можем понять по растениям, каким воздухом мы дышим, какую воду пьём.

Учёные создали приборы и разработали методы, которые показывают незначительнейшие изменения в составе воздуха, почвы. Но чтобы комплексно оценить характер загрязнений и их влияние на живых существ, надо исследовать самих живых существ. Существуют живые существа, которые учёные называют биоиндикаторами, и они помогают нам определить, как себя будет чувствовать не только это определённое растение, но и мы, люди, в такой окружающей среде. Биоиндикатором может быть, как животное, так и растение. Мы будем изучать растения биоиндикаторы, какие они бывают и о чем нам могут показать. Особое внимание мы уделим хвойным растениям, так как их хвоя и другие вегетативные органы реагируют на мельчайшие изменения в составе, как воздуха, так и почвы. Мы изучим, есть ли изменения в клеточной структуре, в тканях растения. Мы посмотрим, как оно адаптируется к агрессивной внешней среде. И мы сможем предположить, как другие растения привыкают к городу.

Лаборатория «ГМО»

ГМОУровень сложности: 6-9 класс

Преподаватель: Патрушев Максим Владимирович, кандидат биологических наук, доцент

Участники лаборатории смогут поближе познакомиться с генетически модифицированными организмами (ГМО). Узнают, так ли страшен чёрт, как его малюют? Также выяснят, какие организмы чаще всего модифицируют и насколько долго человек живет бок о бок с генетически модифицированными организмами, а также какое влияние они на него оказывают.

В рамках лаборатории ребята узнают больше о ДНК и РНК, способах получения их из различных организмов и продуктов питания. Также о том, какими способами происходит изучение генетического кода и о том, как можно найти генетическую вставку, которая говорит о том, что организм был модифицирован. Для этого участники познакомятся с такими методами молекулярной биологии, как ПЦР (полимеразная цепная реакция) и гель-электрофорез.

По итогам работы лаборатории все эти знания будут применены на практике. Участники своими руками будут искать ГМО в различных продуктах питания и в результате своей работы выяснят, есть ли генетические модификации в том, что мы едим.

Лаборатория «Химия здоровой жизни: Дыхание цивилизации»

химия жизниУровень сложности: 8 класс+

Преподаватель: Буланов Сергей Сергеевич

Чистый воздух – залог здоровья любого человека. Это основа жизни на Земле. Постоянный мониторинг его качества, а также сохранение чистоты должно быть первостепенной задачей для любого человека.

Участники этой лаборатории смогут увидеть то, что не может видеть обычный человек! Благодаря различным химическим методам и специальным приборам – анализаторам вы познакомитесь с методами очистки воздуха, исследуете его на территории п. Ушаково и г. Калининграда, проведете профессиональные химические анализы, а также построите макет и разработаете свой уникальный портативный прибор для очистки воздуха.

Лаборатория «Нейропилотирование»

нейропилотированиеУровень сложности: 7-9 класс

Преподаватель: Ясинская Елена Витальевна

Условие: короткостриженые волосы

Что такое нейротехнологии? Почему в настоящее время их изучением и продвижением занимаются ученые всего мира? Какие нейропродукты мы в скором будущем сможем использовать и зачем? Ответы на все эти и многие другие вопросы вы получите, приняв участие в лаборатории. «Нейротехнологии».

Целью предлагаемого курса по нейротехнологиям является не только приобретение знаний о физических, биологических принципах, находящихся  в основе любого нейропродукта, но и умений компьютерной обработки полученных посредством нейроустройств сигналов.

Кроме того, в рамках данного курса вы получите возможность  проанализировать собственную активность головного мозга и проверить свои силы  в  управлении виртуальными объектами или робототехническими устройствами буквально «силой мысли».

Лаборатория «Мозг геймера»

мозг геймера 2Уровень сложности: 6-9 класс

Преподаватель: Ваколюк Ирина Анатольевна, кандидат наук

Из года в год распространённость компьютерных технологий растёт. Появляются новые устройства и для этих устройств разрабатываются игры.

мозг геймераМир виртуальной реальности всё больше увлекает школьников, зачастую приводя к негативным последствиям для психического и физического здоровья. Тем не менее, не каждый геймер зависим и есть сведения, что видеоигры могут иметь и положительное влияние, например, на внимание, память и скорость реакции.

В нашей лаборатории мы будем регистрировать электрические сигналы, которые посылает мозг, записывать быстрые движения глаз, определять уровень стресса, оценивать эмоциональные реакции — и непременно найдем ответы на вопросы: Почему один человек становится зависимым, а другой нет? Как оценить степень зависимости? Что вообще творится в мозге у геймера?

Сайнс-арт лаборатория: «Отолиты»

отолитыУровень сложности: 6-7 класс

Преподаватель: Чайка Кристина Витальевна, ассистент кафедры биоэкологии и биоразнообразия БФУ им. И. Канта

«Что такое отолиты? – спросите вы. – И почему это должно быть интересно?». Отвечаем: отолиты – это твердые микроструктуры, часть органа равновесия.  Именно отолиты объекты пристального внимания ученых, которые могут «рассказать» целую биографию организма: какого размера и возраста он был и к какому биологическому виду относился.

В рамках нашей лаборатории каждый участник сможет поработать с биологическим материалом, вдоволь «наизмерять» и «наопределять» отолитов и, что самое увлекательное, поучаствовать в создании общего арт-проекта. Ведь все самое интересное начинается, когда встречаются наука и искусство.

О том, какие животные станут объектами нашего пристального научного «отолитного» интереса – попробуйте догадаться сами. Варианты обсудим при встрече.

Лаборатория «Рыбы – другой мир, жизнь под водой»

рыбыУровень сложности: 6-8 класс

Преподаватель: Астафьева Тамара Валерьевна, доцент, кандидат биологических наук

Что вам известно о рыбах? Они живут в воде, покрыты чешуей и часто оказываются у вас на столе в приготовленном виде. Однако это далеко не полный список их «достижений». Во многом рыбы стали первопроходцами в мире позвоночных животных: первыми обзавелись челюстями, снабдили свою кожу защитным слоем чешуй, первыми пробовали освоить наземную среду. Они отличаются богатейшим разнообразием форм и размеров, что позволило им заселить водоемы разных типов: от морей и рек до горячих источников и подземных озер. Хочешь узнать о рыбах больше – добро пожаловать!

Мы познакомимся с особенностями их внешнего и внутреннего строения, будем удивляться разнообразию их форм и приспособлениям для жизни в самых разнообразных условиях (даже на суше!), научимся определять различные отряды рыб, познакомимся с местной ихтиофауной, проведем морфометрический анализ,  потренируемся в написании настоящей научной работы, а также освоим основные правила научного доклада.

Подать заявку

Чтобы стать участником «Лаборатории Z+», необходимо:

  1. получить рекомендацию от учителя химии или биологии, заверенную директором школы.
  2. знакомиться с описанием работы лабораторий и выбрать одну, наиболее интересную.
  3. записать любительский видеоролик (длительностью 1-3 мин.), поясняющий выбор именно этого направления и описывающий ваши достижения по химико-биологическому профилю. На основе данного видео будут сформированы списки участников программы. Это также позволит нам максимально учесть ваши интересы при формировании списочного состава Лабораторий.
  4. заполнить заявку на участие, одновременно выслав видеоролик и рекомендации на E-mail: ol73@ya.ru (Олеся Михайловна Хрусталева, тел. 8 921 009 35 07).

 

Аватар

От szahlinyuk