Юнкоры Летней естественнонаучной школы «Лаборатория Z+» встретились с руководителями новосибирской делегации педагогов – заместителем директора ГАОУ ДОД НСО «Центр развития творчества детей и юношества», руководителем структурного подразделения «Центр «ДИО-ГЕН» Галиной Куклиной (в тексте – «ГЯ»), а также методистом Мариной Шапор (в тексте – «МВ») и из первых уст узнали, что же такое Летняя естественнонаучная школа.

IMG_4502DSC_0643

Марина Валентиновна, расскажите, пожалуйста, о деятельности Центра «ДИО-ГЕН».

– МВ: В нашем Центре несколько направлений. Одно из них – методическая работа. Мы работаем со специализированными классами, которые углубленно изучают предметы естественнонаучного и инженерно-технического циклов, а также в целом с педагогами. Второе направление – это углубленные занятия с детьми в рамках дополнительного образования, третье – организация и проведение интеллектуальных состязаний, профильных смен, учебно-тренировочных сборов.

Марина Валентиновна, Летняя естественнонаучная школа «Лаборатория Z» уже несколько лет подряд проходит у Вас в Новосибирской области. Расскажите, пожалуйста, об этом опыте.

– МВ: Да, в этом году мы организуем Летнюю школу уже четвертый раз.

– ГЯ: Идея организовать Летнюю школу пришла к нам с самого начала создания нашего Центра «ДИО-ГЕН». Помещений и особых условий у нас не было, но идея, что с детьми нужно заниматься проектной деятельностью, была. И, начиная с лета 2010 года, мы начали продумывать этот проект. Мы были знакомы с опытом других Летних школ, но нам хотелось сделать что-то особенное. Школу, которая бы вобрала в себя все лучшее, но была бы ориентирована на проектно-исследовательскую деятельность со школьниками среднего звена и работала по типу научно-исследовательского института. Чтобы была выстроена вертикаль такого типа: школьники 6-8 классов – стажёры (старшеклассники) – заведующие лабораториями (студенты, аспиранты или молодые ученые) – кураторы предметного направления (опытные педагоги и методисты) – эксперты и научные руководители (профессорско-преподавательский состав НГУ, СУНЦ НГУ, научные сотрудники институтов СО РАН).

А почему Летняя школа называется «Лаборатория Z»?

– ГЯ: А это как в фильме «Операция «Ы» – чтобы все спрашивали (смеется). Директор первой «Лаборатории Z» – художница, творческий человек. Она и придумала такое название нашей Школе.

– МВ: А теперь у нас есть и несколько других проектов Летних школ. «Лаборатория X», например, – это образовательная площадка для молодых, начинающих педагогов. Вместе с ними мы выезжаем на 2 дня и разрабатываем содержание Школы предстоящего лета. А в июне проводим Школу по математике и программированию для ребят 5-6-х классов. Называется она «Лаборатория W».

Галина Яковлевна, а что особенного вы приготовили для калининградских ребят?

– ГЯ: В первую очередь мы привезли сюда свой опыт. За границы нашего региона со школой «Лаборатория Z» мы выезжаем впервые. И нам было важно понять, насколько отличается работа с ребятами вне региона от того, к чему мы привыкли в Новосибирске. Если говорить о проектах, сюда мы привезли 5 проверенных и 3 новых. Мы планировали, что приедем только с проверенными проектами.

Как тогда появились новые?

– МВ: Мы хотели взять опытных молодых преподавателей. Нам важны даже не темы, а именно люди с их разработанными и апробированными проектами. Так получилось, что один преподаватель работал в той же лаборатории, которую уже заявил другой. А поскольку нам был дорог именно педагог, мы ему предложили сделать новый проект. Проекты, которые дополнительно разработаны для вашей Школы, мы будем реализовывать и в Новосибирске.

Все преподаватели лабораторий – студенты или молодые ученые. Расскажите, пожалуйста, почему?

– МВ: Наш штат сотрудников, и правда, очень интересный. Мы считаем, что с молодыми должны работать молодые. Особенно, когда это касается внешкольной деятельности. Они лучше друг друга понимают, они ближе. Даже если где-то им не хватает педагогического опыта, методики, они все равно найдут «волшебные» слова, чтобы донести информацию до детей.

В Новосибирске, наверняка, много молодых людей. Расскажите, пожалуйста, как вы отбираете среди них педагогов для Летней школы?

– ГЯ: Мы подбираем ребят, которые действительно успешны в учебе и в науке. Первые годы найти таких, скажу честно, было непросто. Нам были нужны люди, не просто желающие работать с детьми, но умеющие это делать и при этом успевающие в своей профессиональной деятельности. За кажущейся легкостью Школы на самом деле скрыта колоссальная работа. Нам повезло, что мы сотрудничаем с Новосибирским Научным Центром в Академгороде. В нем расположено свыше 20 научно-исследовательских институтов, университет, сильнейшая физ-мат школа для учащихся 10-11 классов. Там собраны студенты, аспиранты, которые занимаются в школах и центрах олимпиадной подготовки. Но олимпиадная подготовка не всегда достаточна для большого числа школьников среднего звена. Большинству из них, по нашему опыту, интересна проектная деятельность. Поэтому мы подбираем молодых людей, которые сами готовы исследовать, создавать новое и творить вместе со школьниками, методистами и экспертами.

Вы сказали, что педагоги – студенты и молодые ученые. Расскажите, пожалуйста, как вы их готовите к преподаванию?

– ГЯ: На базе нашего Центра работает школа дополнительного специализированного образования. В течение всего года к нам на занятия приходят дети 5-го класса и старше. Здесь же мы учим нашу молодежь педагогике: как объяснять, как работать с детьми. Перед началом Летней школы «Лаборатория Z» проводится Школа молодых педагогов, во время которой также проходит подготовка преподавателей.

А конкурс среди педагогов большой?

– МВ: В этом году на 12 лабораторий для нашей Новосибирской Летней школы было подано 25 заявок. Для работы в этих лабораториях нужно 24 преподавателя, а участвовали в конкурсе 34. Это наше своеобразное достижение.

Галина Яковлевна, мы знаем, что Вы – кандидат физико-математических наук. Расскажите, пожалуйста, как вы перешли из науки в педагогику?

– ГЯ: В 90-е годы было такое понятие как «Перестройка». Тогда так складывалось, что многим приходилось менять что-то в своей жизни. Нам посчастливилось, мы не меняли что-то ценное: семью, страну, детей, родителей… (смеется). Мы поменяли направление своей работы. Сложилась такая ситуация, что сотрудников научных институтов было гораздо больше, чем задач, которые ставились перед наукой. Поэтому люди искали другие предложения. А мне всегда нравилось заниматься с детьми. Когда я была научным сотрудником, я постоянно работала со своими детьми, их сверстниками. Мы организовывали совместные походы, праздники. Поэтому, видимо, это судьба.

Спасибо за беседу.