Узнать опытным путем химический состав шоколада и множество интересных фактов о хрящевых рыбах на примере акулы, освоить управление виртуальными и физическими объектами «силой мысли», выделить и проанализировать содержание витамина здоровья из десятка фруктов и овощей, понять, как устроен человеческий мозг и гены да еще и обсудить «плюсы» и «минусы» «зеленой» революции на английском языке – этим и многим другим занимались в понедельник, 1 августа, участники естественнонаучной школы в лабораториях Z+ под руководством ученых Химико-биологического института БФУ им. И. Канта.
Каждый день участники Летней естественнонаучной школы «Лаборатория Z+» посещают учебные занятия и занимаются проектной деятельностью. На выбор школьников восемь лабораторий. Сегодня мы побывали во всех них и готовы вам рассказать, что интересного узнали и чем занимались наши юные исследователи.
Например, в лаборатории «Молекулы здоровья», руководят которой Любовь Николаевна Скрыпник и Павел Владимирович Федураев, на столах не только химическая посуда, но также с десяток самых разных фруктов и овощей. Яркие яблоки и лимоны, витаминизированные салат и петрушка, шиповник и помидор, красная и белая смородина, ежевика и даже базилик – сегодня не просто продукты питания, а объекты для химического анализа. Задача ребят – опытным путем установить, где больше, а где меньше содержится «витамина здоровья» – С.
«Любому инструментальному методу идентификации пищевых продуктов предшествует отбор пробы и подготовки ее к анализу. Сначала нам нужно взвесить наши продукты, а затем мы будем их анализировать», – рассказал преподаватель лаборатории Павел Владимирович Федураев.
В финале занятий ребята, к своему удивлению, установили, что больше всего витамина C содержится не в лимоне, а в шиповнике.
В лаборатории «Биоиндикация» преподаватель Светлана Анатольевна Яковлева исключительно на английском языке сегодня рассказывала ребятам, о чем говорят биоиндикаторы, «плюсах» и «минусах» «Зеленой» революции, а также представила краткий курс эволюции добычи пропитания: от времен охоты и собирательства до современности. Также в этой лаборатории ребята узнали о человеческих потребностях и пирамиды Маслоу.
Не менее интересно и в лаборатории «Мозг геймера», ведут которую преподаватель Ирина Анатольевна Ваколюк и лаборант Ирина Геннадьевна Шалагинова. Здесь ребята узнают, как устроен мозг человека, какие методы визуализации органов существуют и отдельное о том, как работает магнитно-резонансный томограф, который на сегодняшний день является одним из самых современных и информативных методов диагностики.
Изучением человеческого мозга и теории наработки команд-состояний занимались участники Школы в лаборатории нейропилотирования, руководит которой Елена Витальевна Ясинская. Уже завтра ребята будут учиться разделять состояния и управлять сначала виртуальными, а затем и физическими объектами «силой мысли».
В лаборатории «ГМО» ее лаборанты Егор Сотников и Надежда Филякова провели для ребят экскурс в историю о развитии биотехнологии и рассказали о генах, а также правилах Чаргаффа, которые описывают количественные соотношения между различными типами азотистых оснований в ДНК. Эти теоретические знания понадобятся юным исследователям, когда они будут выделять ДНК и РНК из различных организмов и продуктов питания.
Преподаватели лаборатории «Химия здоровой жизни: дыхание цивилизации» Сергей Сергеевич Буланов и Артём Владимирович Касьян подготовили для своих юных ученых сразу несколько интересных заданий. Например, ребятам нужно было не просто показать, но и наглядно представить в виде рисунка, что такое химия и где она применяется. Так, на самом обычном листе бумаги вскоре появляются ученый, совершивший настоящий научный прорыв, яркие химические опыты и многое другое. Также сегодня юные исследователи выбирали производителей шоколада, меда и сока, химический состав которых они будут изучать и анализировать на протяжении Школы. А финальным заданием на сегодня для ребят стала расшифровка текста алхимика, повествующего о философском камне. «Юным исследователям нужно «перевести на современный язык» исторический текст и понять, о каких химических процессах идет в нем речь», – рассказал руководитель лаборатории Сергей Сергеевич Буланов.
Руководитель лаборатории «Рыбы – другой мир, жизнь под водой» Тамара Валерьевна Астафьева сегодня погрузила ребят в удивительный водный мир, где живут хрящевые рыбы. Чтобы юные исследователи не только запомнили, но и поняли, как устроены внутренние органы рыб, Тамара Валерьевна демонстрирует все на макете акулы. А дополнительно к новым теоретическим знаниям по физиологии ребята узнают, что акула – самая древняя живущая поныне рыба, которая старше самих динозавров.
И, наконец, участники лаборатории Кристины Витальевны Чайки и Евгении Анатольевны Калинина «Сайнс-арт лаборатория: «Отолиты» в первый же день занятий отправились в инновационные лаборатории Химико-биологического института БФУ им. И. Канта. О том, чем они там занимались, сотрудник пресс-службы ЦРОД Клавдия Резникова попросили рассказать самих юных исследователей.
Фото: Роман Брик, Клавдия Резникова