Неделя науки в Центре развития одаренных детей завершилась подписанием соглашения сотрудничества с московским педагогическим вузом и презентацией итогов работы 9 лабораторий.

Соглашение о сотрудничестве по обучению педагогов и поддержке одаренных детей между региональным министерством образования и Московским педагогическим государственным университетом было подписано 6 февраля. Церемония подписания прошла в Центре развития одаренных детей в поселке Ушаково Гурьевского района. В рамках сотрудничества предусмотрена совместная деятельность по развитию педагогического, физико-математического, лингвистического и инженерного образования, а также работа с одаренными детьми и профессиональная ориентация школьников. Подробней об этом тут.

Действительно, благодаря поддержке регионального министерства образования и образовательных организаций-партнеров на научный поток (проходил со 2 по 7 февраля) Центра развития одаренных детей удалось привлечь ученых не только нашего региона, но также Москвы и Новосибирска. В финальный день потока свыше ста юных исследователей Калининградской области в формате Web-трансляции в школы региона и всем желающим пользователям сети Интернет, а также перед экспертами и гостями Дня науки представили результаты работы 9 лабораторий в области математики, физики, информационных технологий, астрономии, биомедицины, лингвистики и других направлений.

aLZzhQXp_kU DSC_0056 DSC_0058 DSC_0059 DSC_0064 DSC_0065 DSC_0068 DSC_0072 fpFFWcDp4CY M5Yw_mg08G8 MofNoSbl-K0 qfmMtttQuFY w-hsvEGGwS8 0Z4husupXJ4 aCBdyIDli3E

«Какого цвета малоэтажные здания?» – обычный вопрос для лаборатории пространственного планирования и управления территориями. Используя ГИС и другие современные компьютерные технологии, школьники учились дешифровывать космические снимки и рационально распоряжаться территорией. Все это – под чутким руководством ученых БФУ им. И. Канта Ивана Гуменюка и Андрея Левченкова, которые объясняли школьникам, почему в Ушаково нельзя построить ни мусоросжигательный завод, ни скотобойню. В лаборатории математических методов в криптографии все не менее серьезно. Преподаватель Юрий Болтнев учил ребят, как с помощью компьютерных технологий шифровать и дешифровать информацию. 75 символов кода, и на экране появляется фраза из басни Крылова «Уж сколько раз твердили миру, что лесть…»! Ответы, хоть и на совсем другие вопросы, искали участники  лаборатории информационных технологий. В течение потока ребята опытным путем пытались понять, какая из виртуальных машин – Java или Flash –  лучше. Среди преимуществ этой лаборатории не только близкое знакомство с информатикой, но еще и получение опыта программирования. Работа так увлекла некоторых участников, что они создали отдельную группу, которая занималась исследованием теории псевдослучайных чисел. Бурная работа кипела и  в лаборатории развития интеллектуальных способностей, которую ведет Бруно Андиньш. Здесь ребята не только решали логические задачи и проводили социологические опросы, но еще и анализировали методы, которые помогут школьникам добиться успешных результатов в учебе. А вот в лингвистической лаборатории начинающие лингвисты разбирались в сложностях перевода: почему «одежда» в русском языке в единственном числе, а в английском – во множественном. Денис Морозов, преподаватель СУНЦ Новосибирского государственного университета – руководитель химико-биологической лаборатории подошел к процессу обучения творчески. Вместо обычных лекций школьники научились варить мыло, да не простое, а с запахом коричного альдегида, который пахнет корицей. Кроме того, после окончания «Недели науки» ребятам будет точно не страшно читать упаковки продуктов, ведь они теперь знают, какие ароматизаторы безопасны для человека. В астрономической лаборатории юные исследователи космоса вместе с Андреем Соколовым изучали планеты – их вес, длину и ширину, и переводили полученные по специальным формулам данные в различные единицы измерения.

Кроме того, в рамках Недели науки Центра, работали две выездные лаборатории: биомедицины и НТП «Фабрика».

Юные исследователи лаборатории биомедицины, избравшие своей научной стезей изучение организма человека, посещали Химико-биологический институт БФУ им. И. Канта в Калининграде. В первый учебный день научный сотрудник федерального университета Наталья Шушарина рассказала ребятам, что именно геном содержит информацию о наследственности организма и передает ее из поколения в поколение. Последующие дни ребята под руководством научных сотрудников на практике учились выделять, исследовать геномную ДНК из клеток кожи, клонировать его фрагмент, а в завершении каждый из ребят получил свой уникальный генетический паспорт. Кстати, процесс выделения ДНК называется ни много ни мало «Протоколом». Встречающиеся в нем поначалу сложные для понимания школьника глаголы из научного словаря «провортексировать», «инкубировать», «процентрифугировать» смутили юных исследователей. Но вскоре все стало понятно. На практике «провортексировать» означало, что пробирку с генетическим материалом нужно встряхивать в течение заданного времени. На следующем этапе, предварительно добавленный реагент, буквально через пару минут изменяет структуру вещества и делает ее однородной. Еще несколько последовательных действий и, вуаля, каждый участник этой научной лаборатории в руках держал пробирку со своей собственной геномной ДНК. Второй блок занятий в лаборатории – встреча с директором Химико-биологического института Максимом Патрушевым – пожалуй, многих утвердила в мысли стать ученым. Максим Владимирович – человек очень харизматичный, быстро нашел взаимопонимание с ребятами. Яркие, красочные рассказы о волшебстве науки в целом и биомедицине в частности, и ребята жадно внемлют каждому слову, фразе, мысли, произнесенные известным ученым. «Как устроен головной мозг? Что такое галлюцинации и лунатизм с научной точки зрения?» – на эти и многие другие вопросы школьников Максим Владимирович отвечал в легкой и понятной ребенку трактовке. Не в форме лекции, но беседы. Так что встреча с директором института стала настоящей научной дискуссией будущих и действующих ученых. Пожалуй, основной вывод, который ребята сделали по итогам встречи с ученым в том, что все наши даже самые фантастические мысли могут быть реализованы и объяснены наукой в будущем. «Главное, чтобы ваша  гипотеза не противоречила фундаментальным законам», – поделился своим опытом научных открытий ученый с мировым именем. Тогда рано или чуть позже, но обязательно, появятся новые области, которые будут исследовать сегодняшние школьники и совершат настоящий научный прорыв в будущем.

Участники лаборатории физических процессов на протяжении Недели науки работали в научно-технологическом парке «Фабрика» БФУ им. И. Канта. Так, ученые университета провели для ребят экскурсию по лабораториям, благодаря чему они смогли заглянуть внутрь исследовательского процесса. Эмоции переполняли ребят, ведь они впервые увидели оптические технологии, настоящий лазер, уникального и полностью повторяющего человеческое тело робота, разработанный ученым Дмитрием Шпитцем аппарат для лечения кожного заболевания псориаза и многое другое. Итогом работы лаборатории стала предложенная юными исследователями Центра концепция школьного конструкторско-исследовательского бюро на базе НТП «Фабрика», где в будущем студенты и школьники будут учиться строить и моделировать научные приборы, создавать и программировать роботов, заниматься наукой.

Поделиться успешным опытом реализации проектов с нынешними обучающимися Центра в финальный день Недели науки приехали и участники прошлых потоков. Среди их разработок химчистка микроэлектроники, прототип книги для слепых и слабовидящих людей, аудиогид по малым городам Калининградской области, мобильное приложение, визуализирующее физические формулы, а также настольная игра, посвященная 70-летию Победы в Великой Отечественной войне.

Безусловно, за Неделю потока восьмиклассникам благодаря лекциям и практико-ориентированным занятиям удалось прикоснуться к «большой» науке.

Кроме того, участникам потока, раньше, чем столичным абитуриентам Московский авиационный института, удалось виртуально прогуляться по национальному исследовательскому университету. Также участники потока смогли принять участие в мастер-классе, который поможет им в разы увеличить скорость чтения и, соответственно, работу мозга.

В финальный день потока о социально-экономическом устройстве Калининградской области и перспективных профессиях будущего рассказал ребятам профессор, доктор географических наук, директор Института природопользования, территориального развития и градостроительства Геннадий Федоров. А психолог из МГУ им. М.В. Ломоносова Сергей Леонов рассказал одаренным школьникам, как познать себя и окружающих.

Не мене увлекательной и интересной для участников потока стала новая форма популяризации науки – Science slam. «Научный слэм»– это новый креативный формат, позволяющий молодым ученым представить свои научные изыскания широкой публике мало того, что кратко и доступно, так еще и с юмором. На выступление каждого слэмера отводится всего 10 минут. Задача – рассказать о своей научной работе неспециалистам максимально ясно, понятно и увлекательно. Так, четверокурсник Института социально-гуманитарных технологий и коммуникации Юрий Зарубин переложил для научного слэма свою статью, в которой на примере поведения персонала банков рассмотрел тему девиантного поведения в экономике. При этом Юрий в свою презентацию включил элементы настоящего театрализованного представления с фокусами и даже перевоплощением. А студентка Химико-биологического института Елена Мелащенко представила бактерию вольбахии, паразитирующей в женской особи мушки-дрозофилы, в роли (ни за что не угадаете) феминистки.

Мысль о том, что наукой заниматься интересно, а прикоснуться к ней может  каждый, твердо осела в головах участников потока 11/22. Все  юные исследователи в один голос твердят, что этот поток не такой, как те, на которых они бывали раньше. Ведь лаборатория – это не обычные занятия, а настоящая практика, во время которой можно усвоить много полезных знаний, которые обязательно пригодятся как в обычной, так и в научной жизни.

[video_embed][/video_embed]

Аватар

От szahlinyuk