Как видят себя те, кого окружающие называют «одарённый»? Вера Постникова – десятиклассница МАОУ гимназии № 32 г. Калининграда, участница многих потоков ЦРОД, призёр всероссийской олимпиады по астрономии 2015 года, участница XXIII Санкт-Петербургской астрономической олимпиады 2016 года, а также Зимней олимпиадной физмат школы – делится своими мыслями на этот счет.
– Вера, расскажи, пожалуйста, немного о себе.
– Зовут меня Вера. Учусь в 10-ом классе 32-ой гимназии, направление «Физмат». Занималась в музыкальной школе достаточно долгое время по классу «Фортепиано».
– Как тебе уживается с такими разными направлениями как музыка и математика? И что всё-таки ближе?
– Музыка – это то, что развивает человека и то, что его ведёт. У меня был такой опыт общения: к нам в школу зашёл человек, который раньше в ней учился и достиг больших успехов в олимпиадах по математике. Я спросила его, занимался ли на каком-нибудь музыкальном инструменте. Он ответил: «Да, я играл на флейте». В принципе, я замечала, что люди, которые добиваются успехов, не занимаются только одним профилем. Они рисуют или танцуют, играют на каких-либо музыкальных инструментах. Всегда есть то, что дает им отдохнуть и расслабиться. Мне кажется, нужно учиться совмещать занятия научной деятельностью и творчеством. Хотя сегодня, пожалуй, наука более приоритетна и востребована в жизни. В общем, нужно зарабатывать и жить одним, а расслабляться и получать удовольствие от другого.
– Какими своими достижениями ты гордишься?
– Я могу порадоваться своим каким-то достижения, но я не горжусь ими. Радуюсь тому, что получилось чего-то добиться на олимпиадах и музыкальных конкурсах, ведь могло и не получиться. Например, когда занималась в музыкальной школе, выступала сольно и несколько раз побеждала в конкурсах. Но я не считаю это победой. У меня как-то получается так, что там, где я меньше всего рассчитывала, что что-то получится, а тем более победить, мне вручали первое место!
– Как ты объясняешь такой парадокс?
– Наверное, когда человек понимает, как трудно что-то достичь, он размышляет «ладно, выложусь на полную, не важно получится или нет». И именно в этот момент у него всё и получается. Когда же человек думает «сейчас у меня 100 % всё получится, я же такой хороший в этом и всё знаю». В таком случае мало, что получается, потому что он не ставит себе каких-то больших целей, а ставит микроцели.
– На Летней физмат школе 2015 года в ЦРОДе у нас был мальчик из Севастополя. Когда мы с ним беседовали, он сказал, что олимпиады – это своеобразная игра. Можно узнать правила, научиться им и таким образом побеждать. Ты как олимпиадница согласна с этим?
– Не совсем. Мне кажется, что главное правило олимпиады – это выложить всё, что у тебя есть в голове. Даже если ты не можешь дойти до какого-то решения, но знаешь примерно хоть что-то, ты можешь положить начало. Даже просто сказать, что не нужно использовать, а что нужно; поразмышлять. Главное правило – если ты чего-то не знаешь и что-то не получается – не отчаиваться, говорить, как есть, и выражать все свои мысли.
– Вера, а когда у тебя появился интерес к учёбе? Когда ты поняла, что наука – это интересно?
– Не знаю, кажется, это всегда было во мне. Вот, например, астрономия. До сих пор помню, как у нас в детском саду на столах лежали разные журнальчики: про космос, про какие-то полёты. Я брала их, открывала, надевала 3Д очки и просто сидела смотрела. Как только досмотрю один, беру сразу же другой. Пока кто-то там играл, я сидела смотрела и читала. В спальне, там же в детском садике, у нас висела карта солнечной системы. Мы рассматривали её и рассказывали друг другу сказки, которые сами придумали. Не знаю, как я всё это запомнила, но отчётливо знаю, что на выпускном в детском садике нам подарили большую энциклопедию, и я обожала её перечитывать, особенно про космос и анатомию человека. А в 2010-м, на Новый год, под ёлкой лежала большая энциклопедия под названием «Космос». К тому же, большую роль в привитии интереса ко всему окружающему сыграл мой папа. Отец много о чем может рассказать. Я полагаю, что интерес появляется, когда ты видишь, чем занимаются люди вокруг. Моё окружение всегда было заинтересовано в том, что происходит в мире. Мы не сидели никогда на месте, всегда было о чём поговорить с родителями, а они у меня очень разносторонние люди. Я постоянно что-то спрашивала у папы, а он мне рассказывал, так я что-то узнавала, и у меня появлялся интерес.
– А как родители относятся сейчас к тому, чем ты занимаешься, к твоим достижениям?
– Они меня всегда морально очень поддерживают, я это всегда чувствую. Родители – это те люди, которые в нужный момент всегда направят. Скажут, например: «Вера остановись, Вера иди спать». Они не оттаскивают меня от учебы, но дают понять, когда нужно передохнуть и отложить все дела. А если что-то не получается, они успокаивают и спрашивают, зачем я так убиваюсь по этому поводу. Как они говорят, человек в жизни ценен не победами в конкурсах, он ценен как человек. Никому не нужен будет друг или компаньон, который из-за одного поражения будет сидеть и унывать, сильно расстраиваться. Нужен человек, который всегда, несмотря ни на что, будет готов идти вперёд. Родители жили больше, чем я, и знают больше. Они дают мне советы, которые помогают мне держать настрой и ни в коем случае не сдаваться и не унывать.
– Как помогает тебе твоя школа? Ведь она также имеет статус «Центра развития детской одаренности».
– Наверное, это учителя, дополнительные уроки, занятия. Во-первых, школа даёт тебе базу. Без школы ты никто, она тебя учит не только в определённых профильных предметах, но и даёт образование по всем сферам жизни. В школе ты узнаешь, как вообще жить. Мало того, если учителя видят в тебе что-то, и есть какие-то дополнительные занятия, то много чего можно узнать дополнительно, выходящего за грани школьной программы. Учителя дают то, до чего сам ты бы вряд ли дошел, всё объясняют, доносят до тебя.
– Вера, ты говорила, что наука более приоритетна. Тогда, кем ты видишь себя в будущем?
–Вообще, это очень трудный вопрос… как жизнь сложится. Допустим, я хотела бы быть инженером, либо военно-космическое что-то. Но это на крайний случай. То есть… я пока еще не знаю, кем буду.
– Ты бы хотела больше уйти в теорию или практику?
– Я еще не думала об этом. Но родители дали мне 2 месяца, чтобы я приняла решение, где и на кого хочу учиться. Пока время ещё есть, и я обдумываю этот вопрос.
– Скажи, а ты считаешь себя одарённым ребенком?
– Я не считаю, что понятие одарённость вообще существует.
– А какое понятие существует? Есть же ребята, которые обладают какими-то повышенными знаниями или талантам?
– Не совсем так. Скорее, они обладают большими знаниями. Но всего, чего ни достигает человек, не случается просто так. Не бывает людей, которые одарённые, и только поэтому все дороги открыты перед ним. Любые олимпиады, конкурсы, соревнования, в которых побеждает человек – это всегда труд, всегда еть вероятность поражения. Это борьба и с собой, и с тем, как это связать с обычной жизнью. Нет одарённых людей или детей. Есть люди, которым хочется чего-то добиться, они прикладывают усилия, делают что-то дополнительно. Врываются в мир, получают какое-то достижение… в общем, чтобы чего-то добиться, они к этому идут.
– А что тогда для тебя понятие «Одарённость»?
– Это слишком растяжимое понятие. Человек, который одарён, никогда не скажет, что про себя, что он одарён. Это понятие, которым люди характеризуют тех, кто добивается успеха, но другие не знают, как он это сделал. Мне кажется, люди, которые считают какого-то человека одарённым, просто ищут оправдание себе. Когда видят успешного человека, они думают: «Он просто очень одарённый, и ему повезло». Каждый может стать одарённым. Самый банальный пример – человек победил в олимпиаде по физике, и все думают, что ему легко даётся физика. Но никто не знает, сколько ночей этот человек проводит перед учебником, как он долго вникает и пытается что-то понять.
– Вера, а что для тебя ЦРОД?
– Я совсем недавно узнала, что до ЦРОДа в Ушаково было ещё что-то. Никогда это место не ассоциировалось у меня с чем-то другим. ЦРОД для меня всегда ассоциируется с потоками. Я была раз 6, но это если считать, когда я приехала на 1 день, когда была связь с МКС, и ребята из «Янтарных Искр» собирались и показывали свои проекты. Для меня ЦРОД – это место, где тебе дают особенные знания; место, куда хочется приезжать. Там люди, которых хочется видеть. В общем ЦРОД для меня – это, в первую очередь, люди и атмосфера.
– Спасибо за интересную беседу. Успехов тебе!
Текст: Вероника Пономарёва,
Карина Бульгак