Лето-2014

Программы отдыха и оздоровления детей и подростков в России, апробированные летом 2014 года на базе Центра развития одаренных детей, вошли в «ТОП-100» среди всех федеральных округов России. Всего в 2014 году ТОП-100 от Калининградской области вошли 4 программы, три программы, апробированные в 2014 году на базе Центра развития одаренных детей:

  • программа технической направленности – «Летняя физико-математическая школа»;
  • естественнонаучной направленности – «Летняя естественнонаучная школа «Лаборатория Z+»;
  • социально-педагогической направленности – «Летняя тематическая смена — Янтарный город».

Всего банк данных содержит обзор по 6 основным направленностям дополнительных общеобразовательных программ: технической, естественнонаучной, физкультурно-спортивной, художественной, туристско-краеведческой, социально-педагогической.

«Три дополнительных общеразвивающих программы, которые были реализованы на базе Центра этим летом, получили высокую оценку экспертов и вошли в Перечень 100 лучших программ», – отметил директор Центра развития одаренных детей Сергей Гоман.

И это неслучайно. Ведь в подготовке и проведении летних тематических смен на базе Центра развития одаренных детей принимали участие профессионалы в сфере физико-математического и естественнонаучного образования, педагогики и психологии.


В «Янтарном городе» каждый нашел для себя массу интересного! Жизнь в созданных участниками смены государствах, интеллектуальные игры «Что? Где? Когда?», мастер-классы от профессионалов по трюкам на велосипедах, день воздушных шаров, туристические походы и захватывающие квесты, песни у костра на берегу залива, новые друзья и масса общения! Кроме того, Янтарный город встречал гостей – творческие коллективы со всей области!

Первая половина дня в Янтарном городе была посвящена экономической игре, вторая – спортивным и творческим мероприятиям. Вечерняя дискотека закрепляла хорошее настроение, а все интересные моменты жизни Янтарного города фиксировались несколькими камерами и фотоаппаратами, что позволило сохранить в памяти яркие дни лета.

Специально для наших читателей мы собрали все самые яркие моменты жизни Янтарного города в одном месте.

Новости по первой тематической смене «Янтарный город» расположены тут. Дневник второй смены «Янтарный город» — все самые яркие события из жизни города можно почитать здесь.

Фото со смены: тут.


Летнюю физико-математическую школу для одаренных учащихся 10-11-х классов (с 30 июня по 12 июля) курировали педагоги из Специализированного учебно-научного центра (СУНЦ) при Новосибирском государственном университете. Кстати, в рамках Школы четырнадцать калининградских школьников пригласили на обучение в Летнюю физмат школу в Новосибирск. Четверо преодолели свыше 4500 километров, добрались до новосибирского Академгородка и прошли обучение в 53-й Летней физико-математической и химико-биологической школе для старшеклассников. По результатам собеседования все четверо калининградских школьников были зачислены в СУНЦ.

Летняя школа – это уникальное для всей Калининградской области место, где в научно-творческой атмосфере каждый найдет свое место в жизни и расширит свои знания.

Кроме семинаров и лекций, на которых ребята углубленно изучали математику, физику и химию под руководством ученых и педагогов из специализированного учебно-научного центра Новосибирского государственного университета, их ждала насыщенная спортивная, культурно-развлекательная программа, интеллектуальные игры и клубы по интересам.

Настоящим сюрпризом для ребят подготовила и администрация Центра развития одаренных детей. Тренинги по развитию коммуникативных навыков общения и принципам ведения публичных выступлений провели кандидат психологических наук Сергей Леонов, Александр Веракса и доктор психологических наук Лидия Матвеева из Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова.

А в рамках проведения Летней физмат школы для старших школьников 6 июля студенческий театр МПГУ представил учащимся Школы постановку «Когда наступила тишина», состоящую из двух новелл: «Соло для двух глухих» и «Пеликаны в пустыне» по повестям Валентина Красногорова.

Эта школа проходила для тех, кто в 2013-2014 учебном году стал выпускником 9-го или 10-го класса одной из опорных школ физико-математического профиля и показал лучшие образовательные результаты в Центре развития одаренных детей или победил в региональном или муниципальном этапе Всероссийской олимпиады школьников по математике, физике или химии.

Фото со мены: тут.


Летняя естественнонаучная школа «Лаборатория Z+»  (с 18 по 28 июля). Молодым преподавателям и методистам из Центра «ДИО-ГЕН» ГАОУ ДОД Новосибирской области «Центр развития творчества детей и юношества», которые вели Школу, безусловно, удалось передавать детям свои знания и увлеченность наукой.

В Летней школе «Лаборатория Z+» у ребят была возможность углубленно изучить четыре предмета: математика, физика, химия, робототехника и создать настоящий научный проект.

«Лаборатория Z» была устроена совсем как настоящие научные центры: руководитель придумывает исследование и набирает себе штат, способный решить поставленные задачи. На выбор юных ученых из Калининградской области 4 лаборатории: «Математический томограф», «Клеточные автоматы», «Рычаги и блоки», «Краски своими руками». Основную часть времени ребята проводили в своей лаборатории, занимаясь созданием проекта. Кроме того, учащимся были предложены предметные курсы по выбору: «Математика на английском», «Задачи оценки в физике», «Номенклатура химических соединений», а также интеллектуальные и спортивные соревнования, клубы по интересам.

Фото со смены: тут.


Настоящим достижением для всей Калининградской области можно назвать проведение на базе Центра развития одаренных детей со 2 по 11 августа 2014 года 26-ой Летней конференции Международного математического турнира (Турнира Городов).

Турнир Городов — это международная олимпиада по математике для школьников 8−11 классов. Особенность Турнира городов в том, что он ориентирует участников не на спортивный успех, а на углубленную работу над задачей, то есть развивает качества, необходимые в исследовательской работе.

Все новости в рубрике «Турнир Городов» можно прочитать по этой ссылке.

Учрежденный еще в 1980 году сегодня Турнир Городов  проводится более чем в 100 городах из 25 государств Европы, Азии, Южной и Северной Америки, Австралии и Новой Зеландии.

За успешное выступление на олимпиаде школьники награждаются дипломами, а авторы самых лучших работ — приглашаются на летнюю математическую конференцию Турнира, которая в 2014 году прошла в Калининградской области на базе Центра развития одаренных детей.

«Конференции» Турнира Городов не похожи на научные конференции в обычном смысле слова. Это, скорее, неформальные встречи, основная цель которых приобщить способных школьников к решению задач исследовательского характера. Для этого организаторы предложили им интересные трудные задачи, часто с выходом на открытые математические проблемы. Даже рассказ условий такого типа задач превращается в целую лекцию. Поэтому презентация задач занимала как минимум день работы конференции.

Кроме того, все участники (а это не только школьники, но и сопровождающие их учителя) получили возможность активного отдыха, интенсивной творческой работы и интересного общения.


Отметим, в ТОП-100 программ, наряду с нашим регионом, вошли порядка 30 субъектов Российской Федерации. Среди них Ямало-Ненецкий автономный округ, Алтайский, Забайкальский, Краснодарский и Приморский края, Республики Башкортостан, Татарстан, а также Удмуртская, программы представителей Кировской, Омской, Тюменской, Новосибирской, Оренбургской, Тамбовской, Вологодской, Курской, Пензенской, Магаданской, Кировской, Свердловской, Ульяновской, Волгоградской, Томской, Костромской, Челябинской, Новгородской, Рязанской и Кемеровской областей, а также г. Москва.

Немаловажно и то, что в апробации программ на базе Центра приняли участие педагоги и психологи из ведущих российских вузов. Еще зимой 2013 года проректор  Московского педагогического государственного университета Алексей Коршунов проводил лекцию перед обучающимися Центра, оценил потенциал учебного заведения и поддержал инициативу о сотрудничестве, а в рамках рабочих встреч министра образования Калининградской области Светланы Трусенёвой с ректором МПГУ, академиком Алексеем Семёновым и деканом факультета психологии МГУ им М.В. Ломоносова, доктором психологических наук Юрием Зинченко были достигнуты договоренность о привлечении студентов, выпускников и ученых названых ВУЗов для работы в Центре развития одаренных детей.

Московские студенты активно включились в работу, и в каждой летней смене Центра можно было встретить представителей МПГУ.