Лето-2015

Центр развития одарённых детей в 2015 году подготовил 5 уникальных образовательно-развлекательных летних программ для школьников. В 2014 году все летние программы Центра («Янтарный город»,  «Летняя физико-математическая школа»,  «Лаборатории Z+»)  вошли в «ТОП-100 России» программ отдыха и оздоровления детей и подростков. В опытный педагогический коллектив вошли представители лучших вузов региона и Москвы.


Янтарный город (1-21 июня (1 смена), 11-31 августа (4 смена) для подростков 10-16 лет.

Янтарный город – это не обычная лагерная смена, а 21 яркий день для развития вашего ребенка и ураган положительных эмоций! Участники смены стали героями социально-экономической игры и попробовали себя в разных ролях, Янтарный город имеет даже собственные законы и валюту!

До обеда участников ждала уникальная образовательная программа. Ребята смогли развить свой потенциал, посетить мастерскую по стрит-арту, заняться спортивным туризмом, научиться 3D-рисованию, ораторскому мастерству, основам журналистики, улучшить знания иностранных языков и даже разработать свои первые приложения для смартфонов. Кроме того, ребят ждали захватывающие квесты, спортивные эстафеты, тематические дни, интеллектуальные турниры, авторские развлекательные мероприятия, выступления творческих коллективов региона, дружеские костры и экстрим-программы, новые друзья и масса общения! Это и многое другое под чутким присмотром опытного педагогического коллектива, куда вошли представители лучших вузов региона и Москвы!

Родители смогли наблюдать за жизнью в Янтарном городе, просматривая репортажи, а также яркие кадры каждого дня на информационных ресурсах Центра в сети. Ознакомиться с программой смены можно в справочнике участника (справочник «Янтарный город-2015»).

Отзывы участников первой тематической смены «Янтарный город» (1-21 июня 2015)Новости о жизни кварталят в Янтарном городе-2015 (1 смена: 1-21 июня).

Фото со мен: тут и тут.


8-я Международная исследовательская школа (24 июня — 4 июля 2015 года) для подростков 14-16 лет.

С 24 июня по 4 июля 2015 года на базе Центра развития одаренных детей прошла Международная исследовательская школа под педагогическим и научным руководством ГБПОУ «Воробьевы горы» и Московского педагогического государственного университета.

Тематику 8-й Международной исследовательской школы можно посмотреть по ссылке.

Международная исследовательская школа –  это:

  • возможность заняться наукой и углубить свои знания в той или иной предметной области,
  • освоение норм ведения и оформление исследования на уровне профессионала,
  • знакомство и личная работа с известными учеными,
  • новые друзья и знакомство с традиционной культурой разных народов,
  • работа с настоящим лабораторным оборудованием,
  • разговорная практика английского языка и увеличение словарного запаса.

Старшеклассники из разных стран мира собирались на несколько дней для участия в исследовательских экспресс-проектах в области естественных и гуманитарных наук под руководством молодых российских и зарубежных ученых. За 10 дней они прошли все этапы ведения исследовательской работы: выдвижение гипотезы, постановка целей и задач, эксперимент, обработка полученных данных и, наконец, защита результатов перед коллегами и экспертами.

Экспресс-проект представлял собой научно обоснованный план реализации исследования в определенной области науки за ограниченное время (10 дней). Такой тип совместной научной работы очень динамичен, полностью поглощает ребят, требует огромной концентрации и налаживания коммуникации в группе.

Области экспресс-проектов: астрономия, физика, химия, молекулярная биология, экология, психология, социокультурная антропология, робототехника и т.д.

Рабочий язык Школы – английский.

Тьюторы: сотрудники ведущих вузов России и зарубежных стран. Все они занимаются научными разработками в настоящем и имеют большой опыт работы со школьниками. Молодые ученые разрабатывают тематику, проблематику, цели и задачи проекта и руководят групповой исследовательской работой школьников.

Кроме работы над исследовательскими проектами, в программу Школы входили мастер-классы по русскому народному пению и танцам, традиционные подвижные игры разных стран,  Вечер национальных культур, творческие мастерские, дискуссионный клуб, а также экскурсии по достопримечательностям Калининградской области.

Новости проекта, фото со смены: тут.


Летняя физико-математическая школа (6-15 июлядля учащихся 10-11-х классов Калининградской области  — победителей и призеров профильных олимпиад. ЛФМШ — это уникальное для всей Калининградской области место, где в научно- творческой атмосфере каждый найдет свое место в жизни и расширит свои знания. В программе смены встречи с выдающимися учеными России и мира, известными людьми, углубленные занятия по физике, математике и химии.

Презентация по Летней физико-математической школе — 2015 и программа распорядка дня.

В 215 году программа Летней школы разрабатывалась совместно с учеными БФУ им. И. Канта и КГТУ. 100 участников ЛФМШ-2015 (победители и призеры олимпиад по физике, математике, химии и биологии, ЦРОДовцы, получившие высший балл по итогам рейтинга Центра развития одаренных детей, а также представитель Севастополя, который решил отборочные задачи нестандартно (в рамках мартовских договоренностей) смогли полностью погрузиться в выбранную ими предметную область. Так, на выбор участников ЛФМШ-2015 было три научных направления: математика, физика или естественные науки.

Руководитель математического направления — заведующий лабораторией «Математические методы защиты и обработки информации» БФУ им. И. Канта Алексей Иванович Зайцев, имеющий степень PhD Университета Амстердам (Нидерланды). Естественнонаучный профиль возглавил кандидат биологических наук, доцент, директор Химико-биологического института БФУ им. И. Канта Максим Владимирович Патрушев. А руководителем направления «Физика» стал кандидат технических наук, доцент Калининградского государственного технического университета Юрий Александрович Резниченко.

Ежедневно у всех участников ЛФМШ-2015 было по три учебные пары, которые помогли ребятам полностью погрузиться в предмет, учебно-исследовательская и проектная деятельность, клубное пространство, интеллектуальные игры, математические бои, квесты и, конечно, творческие мероприятия. Также участники смены ежедневно общались с ведущими региональными учеными и работали под их научным руководством над исследовательскими проектами.

Кроме того, Центр развития одаренных гостей приготовил для ребят несколько дополнительных сюрпризов и встреч с интересными людьми. Так, 9 июля с участниками ЛФМШ-2015 встретился известный знаток игры «Что? Где? Когда?» Борис Бурда. Борис Оскарович рассказал ребятам о том, что «Человек умный и Человек Знающий – Это Разные Вещи», а также провел интеллектуальный поединок. Еще одной «изюминкой» Летней физмат школы 2015-го года стали выездные практические занятия. Кроме непосредственно лекций в Центре, ребята побывали в настоящих научных лабораториях Балтийского федерального университета им. И. Канта, вошедшего в ТОП-100 российских университетов по версии рейтингового агентства RAEX («Эксперт РА»).

Руководитель математического направления Алексей Зайцев в течение смены прочел ребятам курс лекций о теореме Абеля и вместе с коллегами погрузил ребят в олимпиадную подготовку. А во вторую неделю Школы ее участники встретились с двумя ведущими мировыми математиками. 14 июля  профессор отделения прикладной математики и информатики НИУ-ВШЭ Григорий Кабатянский прочел ребятам лекцию о теории кодирования, а профессор Университета Французской Полинезии Алексей Зыкин – об эллиптических кривых и криптографии.

Не менее интересная программа ждала и обучающихся естественнонаучного направления. Так, под руководством специалиста в области дыхательной физиологии, старшего научного сотрудника лаборатории геномных и протеомных исследований БФУ им. И. Канта Виталия Касымова и специалиста по наноструктурам, имеющего степень кандидата наук Натальи Шушариной участники смены выделяли РНК из различных тканей,  получали и исследовали ДНК, а директор Химико-биологического института БФУ им. И. Канта Максим Патрушев  рассказал ребятам о современных нейро– и нанотехнологиях и перспективах развития естественных наук.

Также обучающихся ЛФМШ-2015 по направлению «Физика» ждали увлекательные лекции, учебно-исследовательская и проектная деятельность, а также занятия по олимпиадной подготовке. Куда мы несемся, пока спим, как измерить массу в невесомости, где лучше выбрать место для строительства космодрома, почему воздушный шар не летает вверх ногами, а также о загадочной темной материи, роботах, чудесных превращениях энергии и многом-многом другом ребятам рассказал кандидат технических наук Юрий Резниченко. 

Фото со смены: тут.


Естественнонаучная школа «Лаборатории Z+» (30 июля-8 августа) для учащихся 7-9 классов Калининградской области  — победителей и призеров профильных олимпиад.

К летней школе ученые БФУ им. И. Канта отнеслись максимально серьезно, а потому на выбор школьников 5 научно-исследовательских лабораторий, которые будут проходить не только в Центре развития одаренных детей, но также во «взрослых» инновационных лабораториях федерального университета.

Так, в лаборатории «Низкомолекулярные вещества – основа гомеостаза растительной клетки» (уровень сложности: 8 класс +) занятия проходили на базе лаборатории природных антиоксидантов БФУ им. И. Канта, где ребята познакомились с основами поддержания постоянства внутренней среды растительной клетки и узнали, какую роль в ее поддержании играют витамины и витаминоподобные соединения. Научились разбираться в основных метаболических процессах клетки, таких как клеточное дыхание (энергетический обмен) и фотосинтез (пластический обмен). А в ходе проведения научных опытов ребята узнали о содержании различных веществ в продуктах питания, познакомились с современными методами выделения и определения низкомолекулярных компонентов клетки. Результатом работы лаборатории стала база данных по содержанию биологически активных веществ в продуктах питания.

В лаборатории «Биоэлектричество внутри нас» (уровень сложности: 8 класс +) ребята узнали, что тело человека представляет собой мощный электрогенератор, создающий вокруг себя электромагнитное поле. «Подобно электрическому току в домашних розетках, позволяющему работать бытовым электроприборам, ионные токи запускают множество жизненно важных процессов в нашем организме», – рассказал заведующий лабораторией Константин Судоплатов.

Занятия в лаборатории будут проходили в интерактивной форме, благодаря которой ребята познакомились с анатомией и физиологией сердца и центральной нервной системой человека. Кроме того, они освоили  работу лабораторных электрофизиологических комплексов BIOPAC, зарегистрировали электрическую активность от сердца и головного мозга друг друга, а также статистически проанализировали полученные данные и представили их в научном формате.

В лаборатории «Беспозвоночные животные: влюбиться за 7 дней?!» (уровень сложности:  7 класс +) ребятам рассказали, кто такие беспозвоночные животные, за что их можно любить и восхищаться. «Беспозвоночные – это поистине удивительный мир, к которому принадлежат простейшие, сотнями особей помещающиеся в одной капле воды», – объяснил руководитель лаборатории Кристина Чайка. Губки, среди которых есть не только косметические, похожие на зонтики медузы и неподвижные, но такие важные кораллы, опасные паразиты и обладающие всевозможными поразительно устроенными раковинами моллюски, манящие и не очень крабы и ракообразные, морские звезды – изучению этих и многих других необычных существ была посвящена лаборатория беспозвоночных животных. Ребята научились работать с микроскопами и микропрепаратами, собрали настоящую коллекцию насекомых, изучили микрожизнь, сделали сэлфи на фоне каракатицы и кальмара, бегали с сачками многое другое.

Лаборатория «Удивительные амфибии. Жизнь без правил» (уровень сложности: 6 класс +) познакомила ребят с интересными, удивительными, а, порой, и невероятными фактами из жизни земноводных. Юные исследователи узнали об особенностях жизнедеятельности этих необычных животных, развеяли некоторые мифы о них, а также открыли для себя огромное разнообразие их видов. В рамках работы ребята научились определять различные виды амфибий, провели морфометрический анализ, потренировались в написании настоящей научной работы, а также освоили основные правила научного доклада.

Фантастические узоры инея, причудливые формы облаков, узорчатое кружево снежинок, радужное мерцание капель росы, весенний дождь, тропический ливень – и это все о ней – о химии. В лаборатории «Вода и химия – конструкторы жизни!» (уровень сложности: 6 класс +) ребята узнали, почему одно из бесчисленных химических соединений с простой и ничем не примечательной формулой, состоящее из двух обычных химических элементов, самая обычная вода, занимает столь особое место в жизни природы и человека. Чем объясняется такая исключительная роль воды, почему она не подчиняется законам химии – ответы на эти и другие вопросы нашли участники химической лаборатории. Ребята изучили не только теорию, но также на практике исследовали химический состав и качество воды в районе Центра развития одаренных детей и разработали методы его сохранения и очистки. Кроме того, ребята научились выращивать кристаллы самой причудливой формы, а также посетили увлекательные мастер-классы на тему: «Химия жизни».

Новости «Лаборатории Z+ 2015 и Презентация по Летней естественнонаучной школе «Лаборатория Z» доступны по ссылкам.

Фото со смены: тут.


Всероссийский летний робототехнический лагерь (18-27 июля) для учащихся 4-11 классов.

С 18 июля по 27 июля 2015 года на базе Центра развития одаренных детей (п. Ушаково Гурьевского ГО Калининградской области) прошла Всероссийская летняя робототехническая смена проекта КБ 2.0., организованная Министерством образования Калининградской области под педагогическим и научным руководством Российской ассоциации образовательной робототехники, Автономной некоммерческой организации «Образовательные ресурсы и технологический тренинг» (г. Москва) и Федеральным государственным  автономным учреждением «Федеральный институт развития образования».

В рамках проведения летней робототехнической смены проекта КБ 2.0. дети объединялись в команды-проектные группы по 5-8 человек разнородные по возрасту и геогра­фическому местоположению. В течение смены команды поочередно двигались по лабораториям и заканчивали изучение содержательной области каждой лаборатории демонстрацией проектной идеи. В ходе продвижения команда нарабатывала очки, велся рей­тинг каждой команды, формировался банк проект­ных идей команды. По возвращению в регионы работа по заверше­нию проекта могла быть продолжена на местах.

На всероссийской летней робототехнической смене проекта КБ 2.0 работали 5 лабораторий (конструкторских бюро):

• Лаборатория проектирования технических систем и разработка технологических объектов. 3D моделирование
• Лаборатория моделирования автономных транспортных средств — роботоавтомобилей
• Лаборатория моделирования автономных транспортных средств водного транспорта
• Лаборатория моделирования автономных транспортных средств — беспилотных летательных аппаратов
• Лаборатория легороботов

Лучшие преподаватели по робототехнике провели мастер-классы и лекции, а также поделились секре­тами участия и побед в олимпиадах. По окончанию смены дети получили свидетель­ства в портфолио за подписью ФИРО, РАОР и др. партнеров.

В программе всероссийской летней робототехниче­ской смены проекта КБ 2.0. присутствовали:

• Ежедневные занятия по робототехнике, про­граммированию, электронике.
• Индивидуальная и групповая работа над проектами под руководством лучших педаго­гов России.
• Презентация проектов в т.ч. на английском языке.
• Спортивные игры.
• Развлекательные мероприятия на природе.

Фото со смены: тут.