Преподаватель IT ШКОЛЫ SAMSUNG Артур Бабошкин рассказал, почему мало программистов старше 40 лет, что самое главное в профессии, сколько языков программирования должны знать профессионалы, как подготовить детей и многом другом.
– Артур Олегович, среди ваших учеников есть и девочки и мальчики, многие из которых занимают призовые места со своими проектами. Как вам это удается?
– Ребята все разные и сложно сказать, что тут важнее всего. Я стараюсь базировать работу на мотивации и интересе. Когда мы начинаем заниматься проектом, я никогда не предлагаю свою идею. Изначально мы всегда прорабатываем идеи ребят. Возможно, от того, что первоначально они сами придумывают идею, им становится интересней трудиться, и они готовы продолжать этим заниматься.
– Артур Олегович, расскажите, пожалуйста, как вы сами пришли к программированию?
– Вообще, если считать со времен школы, я менял свое мнение, кем же я стану в жизни, раза три. Первое, чем я серьезно занимался, было судомоделизм. Пару раз меня «заносило» в парусный спорт. Наверно, это было отчасти из-за того, что я живу в Балтийске. Но потом началась физика, мне стало это очень интересно. Затем меня увлек космос, плюс у одного товарища брат поступил на ракетостроительное, и я думал, что буду строить даже не корабли, а ракеты. А потом началось программирование, и я понял, что это действительно мое. Именно программирование позволяет почувствовать себя в роли творца и делать все, что угодно.
– А как вы относитесь к олимпиадному программированию?
– Если честно, в определенный момент времени оно меня разочаровало. Связано это с тем, что решенная задача, которую можно было, кстати, решать несколько дней или неделю, хоть и давала ощущение чего-то приятного и хорошего, но ненадолго. Через несколько дней наступало понимание, что хоть ты и молодец, но ничего, в итоге, не сделал. Поэтому, я двинулся в сторону промышленного программирования, когда получаешь готовый продукт на выходе, который живет и развивается, это вызывает совершенно другие ощущения.
– А вы сами участвовали в олимпиадах?
– Да, но особых высот достичь не удалось. Реально, чтобы что-то занять на олимпиаде надо года три подготовки. Я не был сконцентрирован на олимпиаде. Я не отрицаю олимпиадную подготовку как таковую. Я считаю, что это очень актуально направление, так как она развивает мозг, развивает алгоритмическое мышление. Но я сторонник того, что нельзя всецело концентрироваться на олимпиадной подготовке, заниматься только ей. Помимо этого надо еще и овладевать промышленными технологиями программирования.
– Артур Олегович, а есть в IT школе участники олимпиадной подготовки?
– Да, очень много ребят, которые участвуют в олимпиадах. Им удается совмещать и промышленную разработку, то есть то, чем мы занимаемся в IT школе.
– Артур Олегович, недавно вы с ребятами вернулись из Москвы, где принимали участие во Всероссийском конкурсе научно-технического творчества с проектом «SmartQuest». Расскажите, пожалуйста, как родилась идея этого проекта?
– Тут все сложно. Изначально идея проекта была несколько иной. К нам обратился калининградский зоопарк с предложением разработать для них тематический квест. Собственно, мы начали разработку проекта, было предложено некоторым ребятам из IT ШКОЛЫ SAMSUNG присоединиться к нему. Изъявили желание влиться в команду пять человек: три из текущей школы и два выпускника. А в ходе работы [на форуме «Янтарные искры – 2015»] мы поняли, что это достаточно востребованное направление, и сегодня еще нет какой-то универсальной платформы, которая позволила бы сделать то, что делает «SmartQuest». Так родилась идея SmartQuest как такового – платформы, в которой любой желающий сможет создать квест и пройти его.
– Как распределены роли в проекте?
– Проект состоит из двух основных частей: веб-сервиса, где можно создавать квест и мобильного приложения, при помощи которого квест можно проходить. Фактически, у нас есть два человека, которые занимаются разработкой сайта проекта и, непосредственно, веб интерфейса, и три человека разрабатывают мобильное приложение. Выпускник прошлого года Антон Коломейцев и обучающийся этого года Артем Томаль занимаются сейчас разработкой веб-панели, панели администрирования и личного кабинета. А Константин [Мазунин], Дмитрий [Пасечнюк] и Антон [Мартынов] занимаются разработкой мобильного приложения. Есть сайт, который сделал Антон Коломейцев, и это часть инфраструктуры веб-сервиса. У нас есть готовый концепт, сейчас еще не все ему соответствует, но мы продвигаемся к тому, что мы хотим видеть. Определенным образом нас «подгоняют» выставки, на которых мы должны представить некий результат, поэтому делаем упор на определенные вещи.
– Артур Олегович, за время реализации IT ШКОЛЫ SAMSUNG в Калининградской области, два проекта, которыми вы руководите, с названием «Smart». Это с чем-то связано?
– Как-то спонтанно родилась идея названия. Не знаю, как родилась идея у Алевтины [Анищенко] назвать ее проект «Smart Visual Physics». Как мне известно, проект долгоиграющий, и Алевтина продолжает работу над ним. А название «SmartQuest» родилось спонтанно. Не могу сказать, что «SmartQuest» оригинальное название, но оно отражает суть проекта. Вообще, момент, когда придумывается название для проектов, всегда спонтанный. Думаю, когда есть что-то не особо формальное, можно получить более интересное название. Будь это формальные процессы, все было бы грустно.
– Виден ли рост ребят – участников олимпиадной подготовки по программированию – и одновременно обучающихся IT ШКОЛЫ SAMSUNG?
– Рост ребят, безусловно, есть. Если вспомнить, какими они были, когда пришли в сентябре, и какие они сейчас, то рост заметен. Говорить, что именно способствует, олимпиадная подготовка или промышленное программирование, росту достаточно сложно. Слишком много факторов на них влияет, но рост есть, и у некоторых он колоссальный. Скорее всего, совместное влияние образовательных программ дало такой рост.
– Артур Олегович, а что лично вам дает преподавание?
– Оно мне нравится в целом. Особенно тем, что я вижу результат своих ребят и это, безусловно, двигает вперед.
– Артур Олегович, по вашему мнению, чем ЦРОД отличается от обычной школы?
– Детьми и их интересом к предмету. Центр отличается тем, что к тебе на пару пришли не те, у которых стоит урок в расписании, а те, кто с интересом тебя слушает, ведь они сами выбрали этот модуль. К тому же, на последних трех потоках я наблюдаю, что дети какие-то «непуганные». Их не пугает ни условие, что через 30 дней они должны предоставить рабочий прототип, ни то, что они должны выступать на Фестивале идей и достижений. Есть ощущение, что дети действительно хотят заниматься проектами, им это интересно. И результаты, которые ребята показывают, достаточно хорошие. И это не зависит от класса, в котором учатся ребята. А если говорить о семиклассниках, они предлагают очень интересные идеи. Они еще не обременены вопросом, возможно ли сделать то или иное, поэтому они сначала предлагают, а только потом думают, возможно это или нет. Иногда они предлагают действительно интересные решения, которые как-то перенаправив можно сделать возможнными.
– Артур Олегович, расскажите о ваших учениках Артеме Томале и Диме Посечнюке.
– Я знаю, что Артем давно занимается программированием. И IT школа дает ему, безусловно, много, так как до этого он занимался веб-разработкой, а Android-разработку он начал изучать только в IT школе. Поэтому тут он получает большое количество новых знаний, в этом плане IT школа его развивает, так как это несколько другое направление. А Дмитрий – уникальный человек. Несмотря на то, что он учится в 6 классе и занимается программировнаие не так давно, он показывает очень хорошие результаты.
– Это дети-самородки?
– Да, я думаю, что так. Это талант. Главное, чтобы их раскрыли и, чем быстрее это сделают, тем больших результатов они смогут достичь в будущем.
– А вы сами таким же ребенком-самородком были?
– Наверное, да. Все мои попытки заниматься судомоделизмом, физикой на деле были попытками найти себя. В какой-то момент это и случилось.
– А кто помог вам раскрыться?
– Наверное, тот, кто заинтересовал меня информатикой. Таким образом, первый, кто раскрыл меня – это мой учитель информатики Ирина Анатольевна Мусоркина.
– Артур Олегович, программисты достаточно обеспеченные люди. Почему вы все же остаетесь в преподавании? Может, лучше уйти в «чистое» программирование?
– Этот вопрос открылся для меня совсем недавно. Я раньше не понимал, почему мне было не интересно просто писать код. Мне хотелось чего-то большего, заниматься IT проектами со стороны бизнеса, и я в этом продвинулся. При этом мне очень интересно преподавать. И еще недавно я думал, что лучше было бы сконцентрироваться на чем-то одном и двигаться именно в этом направлении. Истину мне раскрыл мой дипломный руководитель. Он задал мне простой вопрос: «Видел ли ты когда-нибудь программиста старше 40 лет?». И я не смог ответить ему. Пытаясь перебрать всех программистов, которых я знаю, понял, что это все они моложе 40 лет. Тогда он сказал, что в какой-то момент «просто писать код» надоедает. Тогда люди перестают писать просто код, они уходят в управление, им хочется чего-то нового, они открывают свой бизнес… просто код они уже не пишут. Возможно, у меня это случилось чуть раньше. Еще есть одно интересное выступление на TEDх, связанное с так называемыми «многофункционалами». То есть, людьми, которым интересно много разных направлений, одновременно пытаются в них развиваться. Возможно, я могу себя ассоциировать с ними в какой-то степени, потому что я не могу на данном этапе сконцентрироваться на чем-то одном.
– А свой личный проект у вас есть?
– Да, пожалуй, своим я могу назвать свой грантовый проект. Это конструктор для построения отчетов на основе данных, структурированных в любой форме. Будь то база данных, или те же Excel-таблицы или что-то еще. Идея родилась достаточно интересно и в некотором смысле здесь, в Центре. Как-то Анатолий Анатольевич [зам. по учебной работе ЦРОД] попросил меня сделать программу, которая бы автоматически формировала сертификаты, которые получают участники потоков на выходе. Потоков и детей много, так что востребованность была высокой. И тогда появилась идея создания такого универсального конструктора отчетов, который без каких-либо дополнительных установок позволил бы пользователю или системному администратору настроить систему и конструировать отчеты любой сложности на основе любых структур данных фактически без участия программистов.
– Бытует мнение, что программисты начинают с того, что увлекаются играми, это так? Вы и сами увлекаетесь компьютерными играми?
– В детстве да, очень много. Сейчас нет. Когда-то, кроме игр, мне вообще ничего не надо было. Да и моя первая большая прогамма – это была игра, сделанная, «как получилось». Не скрою, что и сейчас, мы с товарищами ведем разработки некоторых игр. Это интересно. Наверное, мой интерес к программированию и первый вопрос, когда я начал программировать, был попыткой разобраться, как же они делают игры?
– Артур Олегович, существует множество языков программирования. А сколько их достаточно знать, чтобы считаться хорошим программистом?
– Тут все обстоит несколько сложнее. IT очень динамично развивается, постоянно появляются новые языки программирования. К тому же, ценность программиста не в знании языков. Здесь нужно хорошо понимать, что язык – это просто инструмент. Основная задача программиста – придумать алгоритм решения задачи. Тогда язык программирования – это просто средство объяснить компьютеру, как и в какой последовательности он должен выполнять команды. Но самое ценное, что занимает больше всего времени – это алгоритм. Это именно решение задачи, буквально на бумажке или в голове . Только потом объяснить компьютеру, что я от него хочу.
– Артур Олегович, удачи вам и больше спасибо за интересную беседу!
Текст: Вероника Понамарёва